Связали узами контракта
«Моя мама, пенсионерка 65 лет, хранит сбережения в банке «Х» (название есть в редакции. - Прим. ред.). Причем это достаточно небольшая сумма даже в сравнении с гарантированной государством страховкой на случай краха банка. Но для мамы это немалые деньги, эквивалент пенсии за пару лет. Один раз в год она посещает отделение «Х»-банка, чтобы пролонгировать вклад. Каждое посещение для пенсионерки - стресс. Но проценты ее устраивают, а на «мелочи» мама старалась не обращать внимания. До недавнего времени, когда она чуть не лишилась денег», - так начиналось одно из многих обращений читателей нашей газеты.
Иллюстрация Valdemarus/shutterstock.com
Мудреные советы
Далее перескажем историю своими словами. В августе 2016 года у пенсионерки подходил очередной срок окончания депозита. Но в этом году ей впервые заранее позвонили из банка. Любезная девушка записала маму на обслуживание. Она также порадовала вкладчицу, что на этот раз «специально» для мамы будут предложены особо выгодные условия договора. Теперь мы понимаем, что такая внимательность - повод насторожиться.
В тот день (впервые за десять лет) маму нашей читательницы в банке действительно ждали. Персонал широко улыбался, встречая ее с порога. Может быть, специально для нее включили кондиционер, даже стул предложили удобный, а не такой как всегда. И разговаривали с ней как минимум два операциониста.
И что же предложили маме? Ее 200 тысяч рублей посоветовали разделить на два вклада. Первый - стандартный, ничем не отличающийся от тех, что уже были у нее в этом банке. На нем посоветовали сохранить лишь четверть сбережений. Второй - «особенный», куда предложили перевести большую часть накопленного. Условия по этому счету отличаются от стандартных: только по нему возможна выплата средств спустя лишь 10 дней с момента смерти вкладчика, а не через полгода ожидания наследниками. В этот момент сердце женщины екнуло: она вспомнила о муже, с которым живет уже 38 лет и которому, уйди она из жизни, явно понадобятся деньги на ее похороны.
Правда, маму нашей читательницы смутило, что срок вклада был втрое дольше, чем обычно. Но это сомнение два профессионала хором сразу же развеяли простым аргументом: они своим матушкам уже открыли данные вклады. По их словам, вкладчицам должно быть все равно: права наследников защищены. Если же она проживет три года (а банковские сотрудники от души желают ей долгих лет), то убедится, как все серьезно, и еще раз через три года может вклад продлить. И пожилая дама согласилась...
Период охлаждения
О новом финансовом сервисе мама рассказала дочери по телефону. Наша читательница насторожилась, когда мать попросила ее помочь подключить ей интернет-банк, чтобы она могла видеть свои вклады и срок их окончания (якобы в банке ей дали какую-то бумажку об этом). На первом же листе из этой папки было написано: «Договор добровольного страхования жизни со «Страховой компанией такой-то» (название почти такое же, как у банка, они входят в один холдинг).
Согласно договору, пенсионерка внесла сумму страховки 150 тысяч рублей. Если в течение трех лет случится страховой случай в виде смерти застрахованного лица, то выгодоприобретатель (в нашем случае - супруг пенсионерки) получит страховую сумму в размере 150 тыс. руб. по истечении 30 дней с момента проверки страховой компанией предоставленных документов.
Если же страховой случай не наступит (мама будет жива), то через 42 месяца страхователь получит 150 тыс. руб. В случае досрочного расторжения договора страхователь получит выкупную сумму. Чем дольше продолжалось действие договора, тем больше возвращаемая сумма приближалась к тем же 150 тыс. руб. А начинается выкуп от 114 тыс. руб.
Узнав это, наша читательница взяла маму и немедленно отправилась расторгать договор. На возражение двух дам, что страховка не является вкладом, а страховая компания не является банком, операционисты стали взывать к совести и финансовой безграмотности клиента. На просьбу показать пункт программы или условия страховки, где шла бы речь о доходе, девушки закатили глаза и с большим неудовольствием в глазах начали закрывать страховку.
Для семьи нашей читательницы все кончилось хорошо: 150 тысяч вернули на счет ее мамы. Но если бы дочь пришла к маме на пару недель позже, «период охлаждения» уже истек бы и денег пенсионерка вернула бы значительно меньше.
Клиент не всегда прав
Что можно посоветовать людям, попавшим в такую ситуацию?
Первое: не спорьте с операционистами. Словесная перепалка - это слова против слов, а бумага говорит в пользу банкиров. Никакого доказательства, что операционисты намеренно вводят пожилого человека в заблуждение, у вас, скорее всего, не будет.
Второе: не рассчитывайте на поблажки. Договор страхования клиент подписал собственноручно, находясь в уме и твердой памяти. С точки зрения закона это значит, что человек, прежде чем подписать документ, читает его и разбирается в его содержании. Если он в чем-то сомневается, то не должен ничего подписывать. Пенсионный возраст никаких поблажек вроде права отказываться от подписи не дает.
Третье: пользуйтесь законным правом на отказ от сделки. Договор и закон дают право клиенту в течение первых дней после подписания договора страхования расторгнуть его без штрафов. Речь идет о так называемом «периоде охлаждения» - это минимум 5 рабочих дней.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (5822) от 02.11.2016.
Комментарии