Главная городская газета

Светлое будущее городов

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

Как рождаются «Лидер» и гиганты

Крыловский научный центр испытывает ледоколы будущего. За процессом наблюдал автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Строка в работу: в Петербурге появится гимн промышленности

В промышленной сфере Петербурга немало интересных новостей. В двух словах о насущном - в нашем материале. Читать полностью

Гостевым «скворечникам» быть

Компания, которая, предположительно, может быть связана с бывшим вице-губернатором, получит 8,7 га земли в Курортном районе за 71,6 млн руб. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил исковые требования ООО «Инвестиционно-строительное управление-19» (... Читать полностью

Неделя на биржах: доллар снова на коне

В минувший понедельник торги открылись с отметки 1150,5 пункта по РТС, а в пятницу завершились на уровне 1117 пунктов. Максимум периода (1157,8 пункта) пришелся на понедельник, минимум (1115 пунктов) - на пятницу. Читать полностью

Инвестклимат: Петербург поднялся на четвертое место

Северная столица вошла  в пятерку регионов с самым благоприятным для бизнеса климатом. Таковы результаты инвестиционного рейтинга Агентства стратегических инициатив (АСИ). Читать полностью

Эльвира Набиуллина: главное - удержать инфляцию

В Петербурге состоялся XXVII Международный финансовый конгресс - второй по важности событий в городе после Международного экономического форума. Подробности - в нашем специальном материале. Читать полностью
Светлое будущее городов |  ФОТО kurhan/shutterstock.com

ФОТО kurhan/shutterstock.com

В Москву и Петербург вся Россия съезжается. Скептики видят в толпе приезжих причину роста 30-этажных «муравейников» по периметру города. Оптимисты – приток квалифицированных кадров и платежеспособных потребителей, что придаст экономике северной столицы так нужный ей импульс. Но если выйти за рамки российских реалий, то можно увидеть, что урбанизация стала не просто глобальным процессом, но и двигателем всей мировой экономики. Поэтому пусть города растут.

Ближе к трубе

Причина роста городов кроется в человеческой природе: всем хочется жить красиво и тратить меньше сил на собственное обслуживание. Недаром бытует мнение, что экономическим и техническим прогрессом двигает... людская лень. Разве таскание воды из колодца в мороз можно назвать приятным времяпрепровождением? Нет, поэтому предприимчивые инженеры придумали водопровод с канализацией.

Люди готовы платить за комфорт, который в современном мире выражается в качественном доступе к энергоресурсам, инженерной и транспортной инфраструктуре, соцкультбыту и, конечно же, работе. Все это в концентрированной форме есть в городах, и чем больше они – тем дешевле поддерживать коммунальное хозяйство (в расчете на одного потребителя), тем шире рынок труда и услуг. Вот почему урбанизация рулит миром в новом тысячелетии.

Директор института McKinsey Ричард Доббс опубликовал в газете Financial Times любопытную статью. Оказывается, к 2025 году потребители-горожане будут дополнительно тратить 20 трлн долларов в год и ежегодно станут генерировать своим трудом 10 трлн долларов инвестиций в развитие агломераций.

Почти половина ожидаемого мирового роста валового внутреннего продукта (ВВП) до того же года будет сформирована 440 городами, большинство из которых находятся в странах БРИКС. Не все из этих городов мегаполисы. Более того: о некоторых далеко не все из нас слышали. Например, китайский Фошань, бразильский Порту-Алегри или индийский Сурат вряд ли вызовут у кого-то стойкие ассоциации с развитием бизнеса или торговли. Однако в ближайшее десятилетие каждый из этих городов внесет больший вклад в мировой экономический рост, чем Мадрид, Милан или Цюрих.

И еще одна общая черта вышеназванных экономических локомотивов: в каждом из этих городов примерно по 4 млн человек. То есть развиваться начнут, простите за тавтологию, «маленькие мегаполисы» с населением до 8 млн человек. А значит, и у Петербурга, входящего в эту же группу, открывается перспектива светлого будущего.


Бегство от природы

Пока же такие перспективы горожан скорее пугают, чем радуют. Приходит понимание того, что за миграционной привлекательностью Петербурга скрывается печальное положение российских регионов, жители которых своего будущего там не видят. Огромная страна теряет работоспособных граждан, которые концентрируются в мегаполисах. В этом петербуржцы видят угрозу освоения громадных территорий, под которым мы традиционно понимаем заселение земель.

Однако рыночная экономика не сентиментальна: в условиях Крайнего Севера обустраивать постоянное жилье слишком дорого, эффективнее осваивать месторождения полезных ископаемых вахтовым методом. Что же до сельского хозяйства, то на большей территории страны его рост требует колоссальных инвестиций, а отдача под вопросом.

В этом ракурсе концентрация трудовых ресурсов в городах вполне объяснима. Урбанизация не вызывает споров даже в Китае, где она приобрела гораздо большие масштабы, чем в России. Есть мнение, что для полноценного развития аграрного сектора КНР достаточно оставить на селе 100 – 150 млн китайцев. Остальные должны переехать в города и поднимать промышленность, торговлю, инфраструктуру. Именно поэтому в Поднебесной тут и там сказки становятся былью: деревни вырастают в мегаполисы.

В Латинской Америке города традиционно были прибежищами бедноты (сельхозугодья в отличие от Севера распределялись только между латифундистами). И вот теперь, в эру глобализации, из проблемных точек они постепенно превращаются в экономические локомотивы. Относительно дешевая рабочая сила и грандиозный ресурс полноценно незанятого населения привлекают в Аргентину и Бразилию крупный бизнес. Не секрет, что страна, «где много диких обезьян», за счет промышленности подняла свой ВВП до российского уровня. То есть до масштабов крупной сырьевой державы.


Петербург в тисках

Но вернемся к северной столице. Наш мегаполис оказался в определенных тисках. С одной стороны, это инвестиционно привлекательный, образованный и европейски ориентированный город, что в системе разделения труда ставит его в один ряд со Стокгольмом, Москвой и Мадридом.

С другой – низкий уровень развития транспортной инфраструктуры, отсутствие четкого экономического планирования делают Петербург скорее азиатским, нежели европейским мегаполисом. Высокие накладные расходы по открытию и ведению бизнеса (всевозможные «подключения», доступ к госзаказам и пр.) снижают прибыльность инвестиций. Что в свою очередь заставляет работодателей экономить на рабсиле.

А этого в условиях глобальной конкуренции городов делать никак нельзя. Иначе петербуржцы тоже будут искать, «где глубже», и покинут наш перспективный мегаполис. Как мы уже писали, отдача от каждого заработанного жителем нашего города рубля выше, чем в Москве. То есть экономить на трудовых ресурсах нецелесообразно.

Глобальная урбанизация породила ряд других тенденций, среди которых есть и хорошие. Например, стремление создать лучшую среду обитания, чем у конкурентов. Здесь Петербург снова оказался в тисках. С одной стороны, он считается городом дружелюбным, где приятно проводить время и просто гулять. С другой – новые районы строятся без души. А в это время расчетливая Москва тратит драгоценную землю на социальные зоны, где горожане могут общаться, кататься на велосипедах и слушать хорошую музыку.

Да что Москва: заокеанский город Портленд, штат Орегон, при своем 600-тысячном и весьма небедном населении затеял возродить давно забытый трамвай. Получив субсидию из федерального центра, портлендские власти проложили кольцевую линию обычного уличного трамвая и несколько – внеуличного скоростного. Они подсчитали, что это создаст дополнительно 15 тысяч новых рабочих мест в агломерации, где живут 2 миллиона человек. Потому что на трамвае к месту работы можно будет доехать удобнее, быстрее и дешевле, чем на своем авто.

Казалось бы, с жиру бесятся американцы. Ан нет: конкуренция мегаполисов идет по всей планете, и Петербургу придется в нее включаться – квалифицированно, с умом.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook