Стрижка облигаций

Облигация - самая знакомая большинству сограждан ценная бумага. Она благополучно существовала даже в годы социализма - и при Сталине, и при Горбачеве. Достаточно вспомнить прозвище Маньки из фильма «Место встречи изменить нельзя» или сюжет лирической комедии «Зигзаг удачи». Однако в наши дни, когда мы говорим «облигация», то подразумеваем фиксированный «процентный доход». Как говорится, ничего, кроме бизнеса.

Стрижка облигаций | Инфографика Арсения КОСЦОВА

Инфографика Арсения КОСЦОВА

Гасить с дисконтом

Начнем с небольшого ликбеза. Облигация - это одна из разновидностей долговых ценных бумаг. Их выпускает (эмитирует) государство или корпорация, которая хочет взять в долг «кругленькую сумму». Но при этом - не оформлять банковский кредит и возвращать долг по фиксированной ставке.

Покупатель заинтересован в облигациях, потому что они: а) надежны; б) имеют четко обозначенный уровень доходности. При этом держателю облигации можно и не ждать «стрижки купонов»: он может продать ценную бумагу по спекулятивной цене, отбив раньше срока свои вложения.

Иногда облигация выпускается на биржу дешевле номинала, а гасится по номиналу. Такая скидка называется дисконтом.

Другой вариант, когда доход за время жизни облигации выплачивается неоднократно - по купонам (отсюда выражение «стричь купоны»). Раньше выпускались облигации, по которым был возможен дополнительный, и весьма ощутимый, выигрыш (в «Зигзаге удачи» такой выпал скромному работнику фотоателье), но сейчас они вышли из моды. Инвесторы любят трезвый расчет и гарантированный доход, а для тех, кто ловит Фортуну, есть лотереи.

Выпускать долговые ценные бумаги может государство (а также его части - субъекты и муниципалитеты) и частные компании. Облигации могут быть бумажными или существовать только в виде записей на счетах (в безналичной форме). Но в электронном мире наличная форма ценных бумаг вымирает как дорогая в обращении и неудобная.

Облигации нельзя путать с акциями. Держатель облигации не имеет права участвовать в управлении организации-эмитента (государством рулят избиратели, а частной компанией - собственники на собраниях: акционеры в АО, держатели долей в ООО).

Держатель облигации никогда не получает долю в прибыли компании-эмитента (эта прибыль называется дивидендами, и на нее могут претендовать только акционеры). Зато выплата купонов и погашение облигаций - безусловная обязанность эмитента. В отличие от дивидендов в акционерных компаниях, которые могут и не заплатить.

Убийцы векселей

О горизонтах, открывшихся перед владельцами облигаций, рассказали участники ХIV Российского облигационного конгресса, прошедшего в Петербурге. На это ежегодное мероприятие собираются профессионалы фондового рынка. Выступали на форуме представители Банка России, Минфина, коммерческих банков, крупнейших брокерских домов, менеджеры предприятий-эмитентов и управляющие активами.

Какие же новые виды облигаций представляют интерес для мелкого частного инвестора? Разберем эти инструменты детальнее.

Коммерческие облигации, нормативная база для которых появилась только в 2014 г. На конгрессе их в шутку назвали «убийцами векселей». Поясним: вексель - это существующая издревле долговая ценная бумага. По экономическому смыслу векселя похожи на облигации - с той лишь разницей, что вексель можно выписать буквально на коленке.

Например, если собственный капитал вашего предприятия 10 тыс. руб., то ничто не мешает нарисовать векселей на миллиард. А вот эмиссии облигаций проверяет государственный регулятор - сейчас у нас это Банк России. Необходимая информация об эмитенте, его капитале публикуется, что до некоторой степени защищает потенциальных покупателей.

Так вот: коммерческие облигации - это облигации с упрощенной процедурой регистрации. На декабрь прошлого года в России было зарегистрировано шесть выпусков коммерческих бумаг общим объемом 3,43 млрд руб. «Это альтернативный инструмент краткосрочных заимствований», - пояснил руководитель экспертной группы департамента развития финансовых рынков Банка России Алексей Балашов.

По словам управляющего директора по депозитарной деятельности «Национального расчетного депозитария» Дениса Бурякова, потенциальные эмитенты коммерческих облигаций это компании, которым нужно быстро и недорого выйти на внебиржевой рынок. Среди возможных эмитентов - предприятия и банки самого разного размера и профиля.

Стоимость подготовки эмиссии таких облигаций в два-три раза ниже, чем для классических. Однако частному лицу, потенциальному покупателю новых видов ценных бумаг, не стоит забывать о существенном недостатке коммерческих облигаций. Их надежность ниже, чем у тех, чей выпуск готовился по полной программе. Простой человек может себе позволить их покупку только тогда, когда эмитент - это корпорация национального масштаба или банк.

Облигации с индексацией. Они популярны в развивающихся странах, где высока инфляция. Когда бумажные деньги стремительно обесцениваются, вкладывать их надолго невыгодно. Выход - либо выпускать долговые обязательства в твердой иностранной валюте (долларах, евро), либо, если валюта выпуска национальная, индексировать выплаты.

Например, в Бразилии на подобные инструменты приходится около 30% рынка. Эти ценные бумаги привлекательны для предприятий, чьи доходы зависят от тарифов, которые регулярно повышает государство: энергетика, водоканалы, железные дороги. Сама по себе ставка купона низкая, и это комфортно для эмитента, так как в меньшей степени отвлекает оборотный капитал в ходе реализации проектов. Погашение проиндексированного номинала происходит в конце срока обращения.

Заместитель директора департамента инвестиционных услуг и андеррайтинга Связь-Банка Алексей Васильев рассказал, как был подготовлен и успешно размещен дебютный выпуск корпоративных облигаций с индексируемым номиналом «Почты России». Эти ценные бумаги на 3 млрд руб. и сроком обращения 8 лет успешно разошлись. «Такие облигации подходят для долгосрочных консервативных инвесторов», - пояснил эксперт.

«Однодневки». Это облигации с очень коротким сроком обращения, до 1 дня. В отличие от фирм-однодневок ничего плохого в однодневных облигациях нет. Для некоторых банков они - лишь способ поддержать ликвидность. Обычному гражданину покупать их смысла нет.

Валютные облигации, выпушенные по российскому праву. Они появились в 2015 году, в 2016-м стали обычными, уточнила член правления Московской биржи Анна Кузнецова. В прошлом году их выпустили банк ВЭБ (на 600 млн долларов), производитель удобрений «Уралкалий» (на 800 млн долларов) и бухгалтерская фирма «Авенир» (на 20,6 млн долларов).

Например, в условиях выпуска валютных облигаций ВЭБа значится, что расчеты по долларовым бумагам будут проходить в рублях по официальному курсу ЦБ РФ. Но таким облигациям еще предстоит отвоевать себе место под солнцем, ведь у них есть прямые конкуренты - еврооблигации, о которых мы рассказывали ранее.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 023 (5885) от 08.02.2017.


Комментарии