Стойкие «оловянные» мастера

Выпуск сувениров - один из столпов петербургской индустрии товаров широкого потребления. Этот бизнес можно разделить на две части. Одна - массовое производство брелоков, магнитов на холодильник и прочих безделушек, на которые туристы тратят последнюю мелочь. Об этой отрасли мы писали уже не раз. Другая сторона сувенирного дела - изготовление коллекционных кукол, предметов интерьера, часов и пр. Сегодня речь пойдет о выпуске оловянных солдатиков - старом петербургском ремесле, возрожденном в наши дни.

Стойкие «оловянные» мастера | Каждый солдатик получает частичку авторского тепла. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Каждый солдатик получает частичку авторского тепла. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Легальную часть ремесленного рынка в Петербурге, как и во всей России, составляют авторские художественные мастерские, переросшие в небольшие коммерческие предприятия. Впрочем, им так же, как и «теневикам», выживать на рынке, утопающем в китайском ширпотребе, более чем сложно. Сказывается несовершенство законодательной базы в данной сфере и... мировоззренческие особенности, присущие русским художникам, которые очень трепетно относятся к творчеству.

При этом заниматься продвижением и реализацией своих творений на рынке они принципиально не хотят. В результате в большинстве случаев отечественная сувенирная продукция это качественный эксклюзивный и, соответственно, дорогой товар.

«Каждая кукла проходит через руки мастера, который отдает ей частичку своей души, - делится руководитель мастерской народной куклы дома ремесел «Невские ремесленные палаты» Наталия Чеботкова. - Естественно, что производительность труда при таком отношении к созданию изделий минимальная. Мы пытались автоматизировать процесс по китайскому принципу. Делали единую выкройку сразу для партии кукол, делили производственные операции: один мастер строчит юбочки, другой - пришивает ручки. Процесс пошел быстрее, производительность увеличилась. Только куклы на выходе получились безликие и бездушные, которые и людям стыдно показать. В результате мы от такой поточной практики отказались».

С аналогичным подходом работают и мастера литейного производства студии «Ниена», основной продукцией которой являются оловянные солдатики.

«Производством солдатиков мы начали заниматься еще во времена СССР, - вспоминает основатель студии Игорь Бакланов. - Сначала работали на кухне, растапливая олово в чайнике, а в 1990-е перебрались в арендованные помещения и обзавелись бэушным импортным оборудованием для создания отливок. Первые десять лет ориентировались только на западный рынок, так как в России такового не было. К началу 2000-х отечественный рынок военной миниатюры расцвел, но в 2008 году случилось вторжение бесчисленной армии солдатиков китайского происхождения. Сегодня наши западные коллеги делают полуфабрикаты (непокрашенные солдатики в разборе) и отправляют их на сборку и роспись в Китай».

Российские солдатисты (так называют мастеров этого профиля) до такого аутсорсинга не опустятся ни за какие деньги. Благодаря этому петербургская школа военно-исторической миниатюры ценится во всем мире. Продукция петербургских мастеров на всех международных конкурсах занимает исключительно первые места. Особенно уникальна художественная роспись оловянных фигурок.

«Наши солдатики популярны в США, Англии, Франции, Испании... и даже в Австралии, - продолжает супруга мастера, а по совместительству исполнительный директор студии Ирина Бакланова. - Несмотря на постоянно меняющийся спрос, всегда на первом месте тема наполеоновских войн. Популярны Греция и Рим античного периода. Не угасает интерес к периоду Второй мировой войны. В последнее время актуальна тема «Вежливые люди».

Сегодня предприятие выпускает почти пять тысяч разных фигурок: солдатики разных эпох и стран, военно-исторические миниатюры, диорамы, сувениры, корпоративные подарки. Но доход ему приносит не массовый покупатель, а коллекционеры со всего мира.

«Мы сотрудничаем с ведущими музеями страны, такими как Эрмитаж, Музей Суворова, Музей Первой мировой войны. Они заказывают диорамы для экспозиций, - отмечает Ирина. - Напрямую с сувенирными магазинами на Невском проспекте и на других центральных туристических улицах города мы не работаем, хотя там можно увидеть наши фигурки, которые реализуют перекупщики, и целую армию пиратских копий солдатиков. Нашим основным каналом реализации остался Интернет».

Несмотря на внимание со стороны коллекционеров, петербургские солдатисты, подобно своим оловянным творениям, вынуждены стойко выдерживать экономические трудности. Эта микроскопическая отрасль петербургской сувенирной экономики с самого начала развивала свое производство, опираясь на любую поддержку со стороны государства. К примеру, в прошлом году предприятие получило субсидии от города на приобретение материалов, в частности - олова, которое в последнее время сильно подорожало. Его приходится закупать за рубежом, потому что собственного олова в России, к сожалению, не осталось.

Только таких активных компаний, как «Ниена», единицы. К примеру, по словам председателя городского комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиза Качаева, в прошлом году на субсидирование ремесленников было выделено 5 млн рублей, но заявки оформили только 29 мастеров. В итоге комитет сумел реализовать всего 56% от выделенных средств.

«В этом году поддержке местных производств в сфере ремесленничества и народных промыслов мы также уделяем особое внимание, - говорит директор Центра развития и поддержки предпринимательства Даниил Старковский. - Помимо субсидий, компенсирующих затраты на сырье и аренду помещений, расширяем перечень выставочных организаций (в том числе музейных площадок), которые готовы продавать в своих сувенирных магазинах продукцию петербургских мастеров. Но помочь ремесленникам мы можем лишь в том случае, если они сделают шаг навстречу и выйдут из тени».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии