Стальные амбиции
В прошлом году впервые за пять лет произошло снижение мирового производства стали. Отечественные металлурги тоже снизили выпуск, но в меньшей степени, чем большинство других стран. Более того, Россия в рейтинге крупнейших сталелитейных стран мира за год поднялась на одно место вверх - с 6-го на 5-е, потеснив Республику Корея. Чтобы своими глазами увидеть положение дел в отечественной металлургической отрасли, корреспондент «СПб ведомостей» посетила один из основных в мире и крупнейший в Северо-Западном федеральном округе центр металлургии - Череповецкий металлургический комбинат (ЧМК).
Из металла ЧМК сделаны практически все автомобили, которые собираются на территории Северо-Западного региона. ФОТО АВТОРА
Шексна на Неве
Падение спроса на сталь в России в прошлом году составило 12% при существенном разбросе динамики по отраслям. Так, вырос спрос на трубы большого диаметра, зато в автомобильной промышленности, машиностроении и строительстве потребление существенно сократилось. Но даже при таком раскладе в 2015 году компания «Северсталь» произвела 11,5 млн тонн стали, а ее выручка составила 6,4 млрд долларов.
«Несмотря на сложную экономическую ситуацию, наши мощности загружены практически на 100%, и мы делаем ставку на внутренний рынок», - пояснил и. о. начальника цеха производства чугуна Михаил Заводчиков.
Один из основных центров потребления череповецкой стали - Петербург и Ленинградская область. Даже в конструкции одной из главных достопримечательностей Петербурга - Дворцового моста - использован высокопрочный крепеж из шекснинской стали. Все заводы автомобильного кластера северной столицы и Ленобласти используют в своих машинах череповецкий прокат. Так как речь идет о таких мировых концернах, как Ford, Nissan, Toyota и Hyundai, то качество «автомобильного металла» соответствует глобальным стандартам.
Если говорить о стране в целом, то в каждом пятом пластиковом окне отечественного производства, в каждом третьем электродвигателе, в каждом втором экскаваторе, в каждом пятом вагоне вы найдете шекснинский металл.
Властелины чугуна
Череповецкий металлургический комбинат - это предприятие с полным циклом производства, состоящее из более чем ста крупных технологических линий. Один только коксоаглодоменный участок включает двенадцать цехов.
Сейчас самое интересное происходит на литейном дворе легендарной домны # 5 с красивым именем «Северянка», куда мы проходим, заранее надев защитные спецкостюмы. Со смотровой площадки открывается фантастическое зрелище на самую настоящую огненную реку из расплавленного чугуна. Именно здесь происходит первая стадия металлургического «черного передела» - превращения камней в железо при температуре около 1500 градусов.
В доменной печи происходит встречное движение: вниз движутся сырые материалы (шихта) - железная руда, обогащенная руда (агломерат или окатыши) и топливо (кокс), загружаемые в доменную печь сверху, а вверх - газы, образующиеся в нижней части домны. Средняя коксовая порция - 30 тонн. Высота самой доменной печи - более 40 метров.
Непосредственно на литейном поле работает бригада из восьми рабочих-горновых. Каждые полтора часа они открывают чугунные летки домны, выпуская жидкий раскаленный чугун и шлак по специальным желобам. Отсюда и берут пробы готового чугуна. Основная же его масса наполняет чугуновозы - это железнодорожные цистерны-миксеры, перевозящие чугун в сталеплавильные цеха.
Рабочая смена бригады длится 12 часов, средняя зарплата горнового - 59 тысяч рублей в месяц.
«Череповецкий чугун не просто соответствует, а даже превышает мировые стандарты, - отмечает старший менеджер по технологии коксоаглодоменного производства Андрей Калько. - Дело в том, что в металлошихте, которую используют на нашем комбинате, самый высокий показатель железа (более 61%). С 2012 года мы сократили расход металлургического кокса на выплавку чугуна, и 300 тысяч тонн кокса за год не превратили в оксид углерода, который в конечном итоге улетает в атмосферу».
Сырье, с которым работают череповчане, российское: около одной трети железорудного сырья поступает из Мурманской области (Ковдорский ГОК), треть углей - из Кузнецкого бассейна. Две трети железорудного сырья и углей обеспечиваются собственными рудниками компании в Костомукше, Оленегорске и Воркуте.
Где «дрессируют» металл
Далее мы переходим на участок оцинкования листа - основное сырье для автомобилестроения, хотя часть этого металла идет и строителям. Сюда на специальном транспорте-рулоновозе поступает листовая холоднокатаная сталь в рулонах. Средняя длина стальных лент, свернутых в рулоны, до 5 км. «Здесь металл подвергается «дрессировке», - объясняет бригадир Андрей Меледин. - То есть полосе придается «планшетность» (одинаковая гладкость всей поверхности) и шероховатость. Далее покрываем листы антикоррозийным раствором».
Изначально цех строился в 2003 году как российско-французское предприятие. Соответственно, все действующие на нем технологии французские, а сам проект был спроектирован бельгийцами. С 2008 года «Северсталь» выкупила все акции данного производства. Ежегодно оно поставляет 400 тысяч тонн оцинкованного проката.
Череповецкая металлообработка давно вышла за пределы одного только ЧМК. В городе Шексна, стоящем на одноименной реке, успешно работает промзона, изначально предназначенная для размещения инновационных производств по выпуску автомобильного листа и строительного профиля. Корреспонденты «СПб ведомостей» были на закладке первого камня этой промзоны, а теперь увидели результаты ее работы.
Крупнейший кластер металлообработки, расположенный вдали от Череповца, - колпинский. На территории Ижорских заводов и в промзоне «Металлострой» работают трубный завод, сервисный металлоцентр, сюда когда-нибудь переедут и «Силовые машины».
Химия с ботаникой
Металлургия в Череповце тесно соседствует с «большой химией». Индустриальный гигант активно развивает химический кластер, делая при этом упор на экологическое перевооружение производства. В день нашего пребывания на ЧМК открылось совместное предприятие «Северстали» и компании «Рутгерс Групп» (Бельгия). Цеха были возведены на базе коксохимического производства.
Теперь в Череповце будут перерабатывать побочный продукт коксохима - каменноугольную смолу, а также выпускать электродный каменноугольный пек, востребованный в цветной металлургии, в производстве электродов и др. И все это с использованием «зеленых» технологий.
«Всегда считалось, что наше производство одно из самых неблагоприятных с точки зрения экологии, - говорит генеральный директор дивизиона «Северсталь Российская сталь» Вадим Германов. - Новое предприятие получилось максимально экологичным. В его оснащение вложено более 60 млн долларов, а его производительность - до 300 тыс. тонн продукции в год».
Львиная доля продукции инновационного предприятия ориентирована на внутренний рынок. Одним из его ключевых потребителей стал крупнейший завод химической индустрии РФ по производству высокотехнологичных добавок в товарные бетоны и строительные растворы «Полипласт Северо-Запад», расположенный опять-таки в Петербурге.
В 2015 году в природоохранные проекты ЧМК инвестировал 1,2 млрд рублей. Благодаря выполнению воздухоохранной программы снижение выбросов составило 8400 т в год. Сейчас 98,3% воды, используемой гигантом металлургии, поступает из замкнутого оборотного цикла. А 97% отходов производства перерабатывается в новое сырье. Например, для ремонта дорог.
Согласно предварительным прогнозам экспертов, в 2016 году падение спроса на сталь в России остановится. Если в 2015 году отрасль «упала» на 12%, то в нынешнем ожидается падение в пределах 3 - 10%. Снижение спроса на внутреннем рынке будет компенсировано экспортом, доля которого растет не только за счет девальвации рубля, но и за счет повышающейся конкурентоспособности российской металлургической продукции.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (5802) от 05.10.2016.
Комментарии