Стальной бархат Шексны

Индустриальная мощь Петербурга куется из череповецкого металла

Не будет преувеличением сказать, что Вологодчина является крупнейшим на Северо-Западе экономическим партнером Петербурга и Ленинградской области. Каждая вторая тонна выплавляемой в Череповце стали идет в северную столицу – на переработку или в порт для дальнейшей отправки на экспорт. Глава транснациональной корпорации «Северсталь» владеет петербургским холдингом «Силовые машины», в который входят «Электросила», ЛМЗ и другие машиностроительные предприятия. О том, что еще связывает регионы, заместителю главного редактора нашей газеты Александру ВЕРТЯЧИХ рассказал губернатор Вологодской области Олег КУВШИННИКОВ.

Стальной бархат Шексны | Раньше о хорошем стальном прокате отечественные автозаводы могли только мечтать. Теперь из него в Петербурге штампуют детали для всего нашего автокластера. <br>ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Раньше о хорошем стальном прокате отечественные автозаводы могли только мечтать. Теперь из него в Петербурге штампуют детали для всего нашего автокластера.
ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

– Олег Александрович, насколько успешно развивается кооперация с предприятиями Петербурга и Ленинградской области?

– Если в прошлом году «Северсталь» отправила потребителям Петербурга и Ленинградской области 1,4 млн тонн металлопродукции, то за 8 месяцев текущего года поставки уже превысили 1 млн тонн. Дело в том, что в северной столице находится крупный центр дистрибуции, снабжающий металлом строительство стадиона «Зенит», «Лахта-центра», Западного скоростного диаметра.

Череповецкий прокат использовался в ходе реконструкции аэропорта «Пулково», морского порта Санкт-Петербург, при возведении торговых центров «МЕГА», «ИКЕА» и «Балканский». Продукция завода «Северсталь-Метиз» была востребована в процессе реконструкции Дворцового моста и возведения вантового пешеходного моста над Таллинским шоссе.

«Северсталь» является основным поставщиком металла для Тихвинского вагоностроительного завода. В этом году на предприятие поступит около 88 тыс. тонн череповецкого металлопроката, необходимого для выпуска полувагонов, хопперов и платформ.


– Череповецкий металл используется и в судостроении?

– Безусловно. Большая часть специальных судосталей повышенной прочности поставляется на ПО «Севмаш». «Северсталь» обеспечивает более половины всей потребности северодвинской верфи в металлопрокате. В числе прочего специальная корпусная сталь используется для строительства подводных лодок проектов 955А («Борей-А») и 885 («Ясень»), а также кораблей.

Череповецкая сталь идет на «Адмиралтейские верфи» и Балтийский завод. На ЧМК освоена новая технология производства судосталей, а в Колпине череповецкий трубный прокат дорабатывают до специальных сортов судосталей. Для этого на Ижорском трубном заводе установлено современное оборудование.


– Как чувствуют себя предприятия «Северстали» в наших регионах?

– Весьма неплохо. Ижорский трубный завод в Колпине активно работает с «Газпромом», «Транснефтью» и другими нефтегазовыми компаниями. В марте этого года завод выпустил 3-миллионную тонну труб большого диаметра. Из них построены газо- и нефтепроводы «Бованенково – Ухта», «Ухта – Торжок», «Средняя Азия – Китай», «Южный коридор», «Восточная Сибирь – Тихий океан», «Заполярье – Пурпе». Весной 2015-го был выигран тендер на поставку около 160 тыс. тонн труб большого диаметра для крупного газотранспортного проекта «Сила Сибири».

Сейчас на колпинской площадке работают около двух тысяч сотрудников дочерних компаний «Северстали». Многие из них живут в Петербурге, а тем, кто приехал из Череповца, предоставлено корпоративное жилье. Работники наших предприятий стали активно участвовать в жизни Колпина. Я знаю, что в августе этого года они собрали школьные вещи для малообеспеченных семей.


– До недавнего времени автолюбители говорили о том, что из отечественного металла не сделать хорошей машины...

– Это устаревшая точка зрения. Сейчас череповчане реализуют в Вологодской области несколько крупных инвестпроектов по выпуску проката для производителей «белой техники» и автомобилестроения. Так, на череповецкой площадке строится третий комплекс покрытий металла (оцинковка, покрытие полимерами). Стоимость проекта – более 6 млрд рублей, новое оборудование планируется запустить в 2017 году. Новый агрегат позволит не только окрашивать металл, но и наносить на него горячее и холодное ламинирование, а также декоративные пленки по желанию клиентов.

На новом оборудовании планируется также производство инновационных продуктов – «Стального шелка», «Стального бархата» и «Стального кашемира». Это инновационные кровельные материалы, позволяющие вытеснить импортные аналоги с отечественного рынка.

Если уж мы говорим об автопроме, то он действительно нуждался в хорошей стали холодной прокатки. Но сейчас череповчане модернизируют четырехклетьевый стан, благодаря которому выпуск холоднокатаного листа вырастет на 200 тыс. тонн в год. Это позволит автопроизводителям делать из нашего металла больше деталей, в том числе и лицевых. Затраты «Северстали» на НИОКР в 2014 году составили 49 млн руб., а полученный эффект – 79 миллионов.


– Вологодская область стала одним из лидеров по развитию индустриальных парков. Эффективно ли они работают?

– Безусловно. Первая из таких площадок – индустриальный парк «Шексна» площадью 2000 га является одним из самых масштабных парков в России и в мире. Об ее открытии, кстати, писали и «Санкт-Петербургские ведомости». Сейчас в «Шексне» работают цеха точной металлообработки, производители стройконструкций, а скоро «пропишутся» изготовители автокомпонентов. Совокупный объем инвестиций резидентов парка достиг 5,5 млрд рублей, создано около 400 рабочих мест.

По аналогии с парком «Шексна» с 2010 года осуществлялось развитие инвестиционной площадки «Сокол». Сейчас на этой площадке компания «УстьеЛес» возводит комбинат по производству фанеры. Объем инвестиций – более 400 млн рублей. После ввода в 2018 г. второй очереди завода его мощность вырастет до 36 тыс. кубометров фанеры в год. Сегодня развивается аналогичный проект компании «Биоэнергетика» по выпуску фанеры из березы и биотоплива. Объем инвестиций – 715,4 млн руб.

Сейчас областное правительство занято созданием индустриального парка «Череповец», где планируется разместить до семи новых предприятий и логистический центр. 31 августа между Вологодской областью и Фондом развития моногородов было подписано генеральное соглашение по развитию Череповца. Документ дает зеленый свет на подготовку заявки для получения федерального финансирования индустриального парка «Череповец» – почти миллиарда рублей в течение трех лет. Эти деньги пойдут на развитие энергетической, транспортной и инженерной инфраструктуры. Есть и другие интересные проекты.


КСТАТИ

Череповецкие предприятия в Петербурге и Ленобласти:

* Ижорский трубный завод: 288 тыс. тонн труб за I полугодие 2015 г.

* «СМЦ-Колпино» (сервисный металлоцентр): заготовки из металлопроката для машино- и судостроения, строительной индустрии.

С 2008 г. на верфи отправлено 40 тыс. тонн металлоконструкций.

* «Северсталь-СМЦ-Всеволожск»: заготовки для штамповки металла для автокластера. В 2015 г. планируется переработать более 50 тыс. тонн металла.

* «Нева-Металл» (стивидорная компания): перегружает в порту Санкт-Петербург более 3 млн тонн грузов в год.

* «Северсталь-Вторчермет»: перерабатывает лом от 80 тыс. тонн в месяц.




Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (6568) от 19.10.2015.


Комментарии