Стабильность измерили в процентах

«Куда летишь ты, Тройка-Русь?» — на этот вопрос последние лет пять пытались ответить многие титулованные экономисты и чиновники. Планов развития страны и отдельных регионов до 2020 года, 2030-го появилось столько, что у россиян пропало ощущение единой народно-хозяйственной стратегии. В этом процессе, похоже, государство решило-таки поставить точку. Под руководством министра экономики Максима Орешкина создана правительственная комиссия, в работе которой примут участие чиновники профильных ведомств и представители Центробанка. Задача высокой комиссии — выработать единый прогноз социально-экономического развития России на 2018 — 2020 годы. Это реально, так как горизонт планирования не теряется в «прекрасном далеко».

Стабильность измерили в процентах | ФОТО Ronstick/Shutterstock

ФОТО Ronstick/Shutterstock

Скромные надежды

Как принято в экономической науке, прогнозы строятся по трем сценариям: оптимистичному, реалистичному и консервативному. Если в мировой экономике в ближайшие два года не случится какого-либо коллапса (об этом чуть ниже), то Россия пойдет по среднему, реалистичному, пути. Валовой внутренний продукт (ВВП) страны будет расти медленно, но верно: на 1,5% в год, но не более того. Этот потолок учитывает реалистичный прогноз цен на нефть, подтвердили в ЦБ РФ. Именно такой параметр задаст тон бюджетному планированию на 2018 — 2020 годы.

Что же это такое — 1,5% прироста ВВП? Как у всякой макроэкономической величины, у данного показателя есть, как у медали, две стороны. С одной из них, полуторапроцентный прирост явно недостаточен для развития крупной индустриально развитой страны, которой является Россия. При таком развитии народного хозяйства сложно будет завлекать инвесторов, их проекты станут окупаться дольше, чем при росте экономики РФ на 3 — 4%, как это предполагалось раньше. Теперь столь оптимистичный сценарий вряд ли примут за базовый.

Но есть у небольшого, но все же роста нашей экономики на 1,5% в год и положительная сторона. Это гарантия стабильности для бизнеса, когда предприятия, как и страна в целом не скатятся в рецессию. Даже относительно небольшой рост лучше вялотекущего падения.

Главное — у правительства при таких темпах роста ВВП должен появиться стимул провести-таки давно задуманные реформы народного хозяйства. Например, сформулировать единую и внятную налоговую политику, перейти от преференций избранным структурам к созданию деловой среды, удобной для работы всех субъектов и крупного, и малого бизнеса. Наконец, установить единые правила игры для монополистов от инфраструктуры, чтобы те ушли от «решения вопросов» к нормальному обслуживанию клиентов. Впрочем, об этом не раз писала не только наша газета, но и другие издания.

Контуры реальности

Базовый и целевой (оптимистичный) сценарии прогноза экономического развития страны предполагают мягкое стимулирование правительством народного хозяйства. Что касается консервативного варианта, то всеобъемлющие данные по нему не были обнародованы. Как отметили эксперты газеты «Коммерсантъ», получившие доступ к документам, Минэкономики так и не пояснило, зачем разрабатывать три сценария развития, если они на поверку оказались похожи друг на друга.

Различия между целевым и базовым сценариями (при цене нефти 40 долларов за баррель) в том, что целевой прогноз помимо некоторого успеха ряда реформ предполагает более благоприятные демографические условия и более высокий уровень внешней миграции в РФ. Это, по замыслу чиновников, должно привести к росту производительности труда, более крепкому рублю и, как результат, к увеличению ВВП страны на 2,3% в 2020 году.

При этом во всех трех сценариях заложено снижение темпов роста мировой экономики — до 2,8% в 2020 году. Цена на нефть 35 долларов за «бочку» к концу 2018-го в консервативном варианте не столько предположение, сколько констатация фактов и аудит макроэкономических рисков.

Резюме высокой комиссии таково: 1,5% роста ВВП с отклонением на 0,5 — 0,6 процентного пункта — это то, на что будет способна экономика России при любом реалистичном сценарии. Среднесрочные темпы роста ВВП на 4 — 5% потребуют долгих, трудных и затратных реформ.

За этими общими словами скрывается не тихая кабинетная работа, а многоходовые операции в высших коридорах власти и корпораций. Ведь если какой-то из них от реформ будет лучше, то ее визави может и «поплохеть». Например, реформа энергетики на низовом уровне может вылиться в многочисленные споры бизнес-структур, падение прибыльности и очередную волну передела собственности. Что в свою очередь подмоет фундамент «полуторапроцентной» стабильности.

И еще один момент: у экономических реформ есть один недостаток, очень болезненный для государственных финансов. Пока бизнес-процессы перестраиваются, доходы компаний падают. На этом фоне может сократиться и фонд оплаты труда, генерирующий регионам самый важный источник бюджетных поступлений — налог на доходы физлиц. Вероятно и сокращение поступлений по другим налогам.

Если друг оказался вдруг...

Все вышеперечисленное — уравнение со многими известными. Цены на нефть, инфляция, рост ВВП и пр. — факторы, значимость которых давно оценена специалистами. Однако в ближайшей перспективе все наши расчеты, равно как и прогнозы мировых светил экономики, может обесценить новое обстоятельство глобального рынка: «заморозка» Китая.

Труд, инвестиции и товары в КНР дорожают. Это естественное следствие быстрого экономического роста, который вывел Поднебесную в глобальные лидеры. Теперь, чтобы поддержать заданные темпы (а иной стратегии у КНР нет и быть не может), этой стране необходимо все больше денег на модернизацию инфраструктуры. Но миллиарды квадратных метров построенных домов и тысячи километров скоростных железнодорожных магистралей ждут своих покупателей и пассажиров.

На заграницу надеяться бессмысленно, иностранцам такой объем не потянуть. Значит, надо создавать своего внутреннего платежеспособного потребителя. Каковой, собственно, уже сформировался: по китайским оценкам, 400 миллионов жителей Поднебесной имеют все права называться средним классом, причем не только по китайским меркам.

Цена этого демографического «апгрейда» — сокращение темпов роста экономики. Высокая комиссия, разработавшая прогноз развития России на 2018 — 2020 гг., это учла. Эксперты Минэкономики и ЦБ РФ оценили «остывание» роста инвестиций в КНР в ближайшее время до 7% в год — почти как в России. В сценариях «мягкой посадки» экономики КНР, учтенных в прогнозе Минэкономики, допускается снижение темпов роста китайского ВВП с 6,4% в 2017 году до 4,3% в 2020-м. Опять же почти российский уровень.

Для мировой экономики это будет потрясением: промышленность КНР сократит закупки большинства видов сырья и энергоносителей. Следовательно, на эти позиции могут снизиться и цены. Как известно, Китай стал едва ли не главным экономическим партнером нашей страны. Учитывая перспективы этой дружбы, Россия строит газопровод «Сила Сибири», разрабатывает Эльгинское угольное месторождение в Якутии, строит нефтеперерабатывающие заводы. Предполагаемые китайские инвестиции — едва ли не единственная возможность создать в России сеть скоростных железных дорог, а концепция «Нового шелкового пути» — сформировать новый логистический комплекс с учетом Арктики и Севморпути.

Все это понимает и российское правительство. Согласно прогнозу экономического развития РФ на 2018 — 2020 гг., китайская «заморозка» вызовет снижение инвестиций в России в 2018 году на 0,5% с последующим выходом на рост в 2019 — 2020 годах на все те же 1,5%. Но, как показывают расчеты Минэкономики, даже удешевление нефти на 10 — 15% ниже уровня, зафиксированного в федеральном бюджете, уже не приведет к рецессии в России.

Согласно консервативному варианту прогноза, в этом случае ВВП нашей страны в 2018 году вырастет на 0,8%, в 2019-м — на 0,9%, а в 2020-м — на 1,5%. Промышленность, по прогнозу Миэкономики, в 2018 году вырастет на 1,3% и на 1,5 — 1,6% — в 2019 — 2020 годах. Реальные располагаемые доходы населения после роста на 1,2% в 2018 году в двух последующих будут расти символически (на 0,2 — 0,6% в год). Экспорт стабилизируется на уровне чуть ниже 300 млрд долларов в год, импорт — на отметке 220 млрд долларов в год.

В общем и целом, если мы говорим о консервативном сценарии, то для России он выглядит весьма оптимистичным. Даже если мы в следующем году будем зарабатывать столько же, сколько и в прошлом (в сопоставимых ценах), то реальное ощущение стабильности перекроет негативный фон от глобальных проблем.

#индекс недели #ВВП #рост

Комментарии