Снижение без спешки

Первая по значимости тенденция последних дней – решение Банка России о снижении ключевой ставки на 1% – с 12,50% до 11,50% годовых. Этот шаг, о котором объявили 15 июня, был ожидаем. Аналитики, правда, расходились в прогнозах, насколько решителен будет в своих действиях финансовый мегарегулятор, хотя большинство предсказывали падение ставки именно на 100 базисных пунктов, то есть на 1%.

Снижение без спешки | ФОТО Sergey Nivens/shutterstock.com

ФОТО Sergey Nivens/shutterstock.com

Любопытны были комментарии. «В отличие от пика инфляции дно спада экономики, на наш взгляд, еще не пройдено, – заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина на пресс-конференции по итогам заседания совета директоров ЦБ. И пояснила: – Мы часто слышим призывы к Банку России предпринимать более агрессивные шаги по снижению ключевой ставки. Однако попытка достичь быстрых результатов может привести только к дестабилизации ситуации, созданию и наращиванию дисбалансов в экономике».

Взятый темп снижения ставки Набиуллина считает сбалансированным. «Резкое снижение процентных ставок может привести к снижению привлекательности рублевых вложений. Последствием же нового отказа от рубля будет его ослабление, затем последуют рост оттока капитала и новые потрясения финансовых рынков», – такова логика главы Центробанка.

Вторая тенденция – она тесно связана с первой – это снижение инфляции в России. ЦБ понизил прогноз по инфляции в РФ на 2015 год до 10,8% с 12 – 14%. В 2016 году она прогнозируется в диапазоне 4,5 – 5,1% (мартовский прогноз – 5,5 – 7,5%).

Министерство финансов сейчас прогнозирует инфляцию по итогам нынешнего года в пределах 10,5 – 11%. Прогноз Министерства экономического развития – 11,9%. Так как ключевая ставка Банка России привязана к инфляции, то можно согласиться: период быстрой коррекции ставки уже прошел. В конце прошлого года, когда случился обвал рубля, ЦБ поднял ставку, чтобы остановить бегство капитала из страны (высокие проценты стали платой тем, кто согласился оставить деньги в рублевых активах). Теперь «премия» ушла. Некоторые эксперты считают, что резкое снижение ставки поможет промышленности. Но если пойти на этот шаг до победы над инфляцией, то возникнут последствия, о которых говорила выше Эльвира Набиуллина.

Тенденция третья: обострение экономических отношений с Украиной. От него страдает не только бизнес этой страны, лишившийся из-за политики Киева огромного рынка сбыта, но и уже конкретные российские компании. К примеру, контрольный пакет акций (68% уставного капитала) Запорожского производственного алюминиевого комбината, принадлежавший российскому «Русалу», переведен решением верховного суда Украины в собственность этой страны. Компания заявила, что будет оспаривать такое решение в международных судебных инстанциях.

Помимо Запорожского алюминиевого комбината мощностью 110 тысяч тонн алюминия в год на Украине у «Русала» есть также крупный Николаевский глиноземный завод.

Тенденция четвертая. Это урок, к чему приводит пренебрежение элементарными законами экономики. Центральный банк Зимбабве начал процесс окончательного вывода из обращения обесценившейся практически до нуля национальной валюты и обмена ее на доллары США. Африканская гиперинфляция является сегодня одной из самых провальных в мировой истории.

Банковские счета с балансом от 0 до 175 квадриллионов (!) зимбабвийских долларов будут обменены на 5 американских долларов, а суммы, превышающие эту величину, станут обмениваться по курсу 35 квадриллионов зимбабвийских долларов за 1 доллар США. Наличные – по курсу 250 трлн за 1 доллар США.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 {5480} от 17.06.2015.


Комментарии