Главная городская газета

Смазка для вечного двигателя

Свежие материалы Экономика

Без сауны за душой

Почему финское строительство стало популярным у петербуржцев и чем эти жилища отличаются от хельсинкских.

Читать полностью

Чем старше — тем дороже

Средний чек подготовки российского первоклашки в этом году достиг 12,8 тысячи рублей.

Читать полностью

Пузырь сдувается

Индекс РТС начал минувшую неделю на уровне 1119,8 пункта, а закончил ее на отметке 1123,4 пункта.

Читать полностью

Ипотека опустилась ниже плинтуса

Банки готовятся снизить ставку до 10% годовых.

Читать полностью

Стойкий китайский мореплаватель

Сентябрь оказался урожайным на события, укрепляющие экономические связи между Россией и Китаем.
Читать полностью

Стабильность измерили в процентах

Минэкономики достаточно роста ВВП на 1,5% в год.

Читать полностью
Реклама
Смазка для вечного двигателя | Био- и нефтехимические технологии развивают не только гиганты отрасли. Малые и средние предприятия  также открыли собственные лаборатории. ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

Био- и нефтехимические технологии развивают не только гиганты отрасли. Малые и средние предприятия также открыли собственные лаборатории. ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

В современной России модно говорить об импортозамещении, и эти слова все чаще не расходятся с делом. К примеру, в ответ на вызовы рынка петербургские компании по выпуску смазочных материалов и моторных масел модернизируют производственные мощности, делая ставку на создание абсолютно новых товаров. О том, насколько важна отрасль для экономики Петербурга и России и почему крупные строительные организации нашего региона предпочитают импорт отечественным разработкам, корреспонденту «СПб ведомостей» рассказал директор петербургского научно-производственного предприятия VMPAUTO Василий КУЗЬМИН.

- Василий Николаевич, что сейчас происходит на рынке отечественных смазочных материалов?

- Несмотря на политику импортозамещения и возросшие цены на зарубежные аналоги, далеко не всегда люди и организации готовы перейти на отечественные смазки, даже если эксплуатационные характеристики петербургской продукции не уступают западным. Отчасти такое происходит из-за недоверия к малым научно-техническим предприятиям страны. И это притом что российский рынок смазочных материалов - крупнейший в Европе и пятый по величине в мире.

К сожалению, объемы данного рынка несколько снизились. В 2016 - 2017 годах они соответствовали уровню 2015 года, но были примерно на 10% меньше, чем в 2014-м. Такая ситуация обусловлена текущей экономической средой, санкциями западных стран, девальвацией рубля и снижением продаж автомобилей. В результате сегодня производство смазочных материалов в России вместе с импортом превосходит потребление. Однако эксперты ожидают, что в ближайшей перспективе продажи легкового автотранспорта начнут снова расти, что должно положительно сказаться на спросе смазочных материалов.

- Высока ли степень конкуренции на вашем рынке?

- Очень высока. Сейчас в России выпуском смазочных материалов в той или иной степени занимаются такие компании, как «Газпром Нефть Смазочные Материалы», «Роснефть», «ЛЛК-Интернешнл», «Башнефть», «Нафтан», «Танеко», Fuchs Oil, Shell, TOTAL Lubriciants, Exxon Mobil, Bechtel, CB&I, Chevron, Sasol, Neste Oil, BP, «КамАЗ», «БелАЗ», «РЖД», «Фольксваген», «Северсталь», «Сибур», и многие другие.

- Что же пользуется большим спросом?

- Мы наблюдаем рост интереса к высокотехнологичным смазкам для всего спектра оборудования и транспортных средств. На отечественном рынке явный дефицит подобных материалов прослеживается в лесопромышленном комплексе. Особенно в сегменте пресс-грануляторов, с помощью которых выпускают топливные гранулы или пеллеты. Как только эта проблема обозначилась, наши специалисты за 2 - 3 месяца разработали и внедрили смазки для такого оборудования. Раньше в данном направлении отечественные смазки не применялись вовсе.

Еще одно востребованное направление - производство расходных материалов для таких сложных машин, как тоннелепроходческие комплексы для прокладки линий метро, кабельных и канализационных коллекторов. Стоит сказать, что в мире всего 5 - 6 производителей, которые делают такие материалы.

Начиная с 2006-го специалисты нашей компании одними из первых в России разработали и приступили к выпуску серии смазок, мастик и кондиционеров грунта для тоннелепроходческих комплексов с гидро- и грунтопригрузом. За десять лет с применением нашей продукции пройдено более 100 км тоннелей различного назначения и диаметра, причем в самых различных геологических условиях в России, Казахстане, Белоруссии, Иране и даже Австралии. Мы работали на строительстве наклонных эскалаторных тоннелей станций петербургского метро «Спасская» и «Адмиралтейская», части двухпутного тоннельного участка фиолетовой линии до электродепо «Южное» в Шушарах.

- Приятно осознавать, что местный производитель принимает участие в строительстве петербургского метрополитена.

- К сожалению, уже не принимает. Несмотря на десятилетний опыт петербургских специалистов в разработке и производстве материалов для тоннелестроения, готовность производить продукт с учетом специфических требований отечественного клиента, некоторые крупные петербургские и московские строительные организации предпочитают закупать аналогичную продукцию у западных компаний.

- С чем же связано прекращение сотрудничества?

- Все очень просто. Нас поставили в неадекватные финансовые условия расчетов за поставляемую продукцию. В результате это привело бы компанию к разорению, и мы сами были вынуждены отказаться от сотрудничества.

Мы готовы поставлять в кредит, но в разумных пределах. При этом непонятно, о каких отсрочках можно говорить, если речь идет об объектах федерального строительства, на которое выделяется финансирование, а наша продукция в смете занимает менее 1% от всех расходов. Такое «выкручивание рук» наводит на мысль, что эти условия созданы в пользу других поставщиков.

Данное предположение подтверждает и тот факт, что, работая на аналогичных объектах в Минске, Алма-Ате, Нижнем Новгороде, мы каждый раз участвуем в тендерах.

- Вы рассказали о смазках для сложной техники. Какие инновации отрасль предлагает для простых потребителей?

- С 2016 года мы активно развиваем выпуск биоразлагаемой смазки. Это позволяет использовать технику в сельском хозяйстве, судоходстве, ландшафтных работах без вреда для природы. Свыше 80% компонентов такой смазки быстро усваивается водными и почвенными микроорганизмами. Это подтверждено протоколами испытаний независимой лаборатории в Германии. Еще одна интересная разработка - первая в мире смазка для мотоцепей, которая светится в УФ-лучах. Суть такой смазки в том, что в процессе ее нанесения не может быть пропущено ни одно звено. Чтобы это проверить, достаточно просветить мотоцепь ультрафиолетом.

- Но, чтобы разработать столь сложные технологии, вам нужен свой центр НИОКР...

- Именно поэтому кроме производственных участков у нас есть масштабная лаборатория. Ей исполнилось уже 20 лет, научно-производственное подразделение появилось еще на старте нашего бизнеса. Вот как это было. По профессии я преподаватель биотехнологий. Во времена перестройки судьба заставила меня заняться торговлей смазочными материалами. Просто торговать мне было скучно, хотелось изучить и понять товар, который я продавал. Так и родилась лаборатория, которая на сегодня имеет около 35 единиц лабораторной техники, предназначенной как для стандартных, так и для уникальных испытаний. Часть оборудования создана силами наших специалистов. Благодаря возможностям этой лаборатории нам ежегодно удается разработать до пяти новых смазочных продуктов.

- Какими свойствами должны обладать современные смазочные материалы?

- Смазки различаются в зависимости от того, для каких узлов они предназначены и при каких условиях будут работать. Только стандартных свойств, которыми обладают смазки, около сорока. В России наиболее востребованы смазки, выдерживающие низкие температуры. Особенно это касается крупной техники, которая эксплуатируется при температуре от минус 20 оС до минус 60 оС.

Если говорить о смазочных материалах для автомобилей, то их основные свойства ориентированы на увеличение ресурсов двигателя. Современные машины с этой точки зрения весьма ненадежны. Ведь если раньше немецкий автомобиль мог без особого ущерба проехать миллион километров, то современная машина ограничена примерно 100 тысячами километров. Такое снижение ресурсных возможностей узлов и механизмов связано с нюансами борьбы за чистоту окружающей среды. Но если технологии вынужденно тормозят возможности автомобиля, то смазочные материалы продлевают жизнь механизмов.

- К чему сейчас стремятся ученые, разрабатывая инновационные смазочные материалы?

- В идеале все стремятся произвести смазку, которая будет работать вечно. Но в ближайшей перспективе это невозможно. Если же говорить о действующих реалиях, то все разработки стремятся к переходу от универсальности к индивидуализации. То есть сегодня идет разделение в производстве смазочных материалов для каждого конкретного вида техники, эксплуатируемого в разных условиях. Если простым языком, то современный рынок смазочных материалов можно сравнить с эксклюзивной диетой для каждой единицы техники. Актуальна и тема смазочных материалов для беспилотников и электромобилей.

- Из чего делаются современные смазочные материалы?

- Мы используем более 300 видов сырья. Есть продукты, в которых доля отечественного сырья доходит до 80%, а бывает и наоборот. Но если простые неорганические вещества или минеральные масла на основе нефти у нас можно найти без проблем, то сложные синтетические масла приходится покупать за рубежом. Высокотехнологичные компоненты в России пока в дефиците, производителей в этой области можно пересчитать по пальцам. Уж очень это производство сложное. А для того чтобы внедрить производство синтетического масла, необходимо 20 - 30 лет.

- При этом будущее именно за синтетическими составами?

- Да. Природные материалы на практике дают слишком большой разброс характеристик, и это сказывается на качестве конечной продукции. Синтетика с четко определенными химическими свойствами обеспечивает конечному продукту многофункциональность, высокое качество и большой срок службы.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook