Скромное обаяние сувенира

В советские времена каждый гость Ленинграда увозил из северной столицы набор приятных глазу и полезных сувениров. Особенно ценились настольные и настенные часы и барометры с «корабликом» на циферблате. Выпускали их здесь же – на многочисленных ленинградских фабриках, охотно освоивших производство качественной «сувенирки». Ни о каком Китае тогда даже не думали.

И вот наступили рыночные времена, бывшим научно-производственным объединениям стало не до «корабликов», и сувенирную нишу петербургского рынка заняли азиатские производители. Вещицы стали ярче, но скромное обаяние Северной Пальмиры из них выветрилось. О том, какие фабрики нашего региона устояли в битве за «туристический рубль», нашему корреспонденту рассказал председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Вадим САВЧЕНКО.

Скромное обаяние сувенира | Туеса из бересты и статуэтки из бронзы – то немногое, чем могут похвастать петербургские ремесленники перед гостями северной столицы. <br>ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Туеса из бересты и статуэтки из бронзы – то немногое, чем могут похвастать петербургские ремесленники перед гостями северной столицы.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

– Вадим Парфеньевич, что сейчас предлагают наши производители?

– Я бы сказал, что уже не предлагают, потому что петербургский рынок русских сувениров постепенно вымирает. Еще хуже обстоят дела в Ленинградской области, где из десяти известных производственных центров не осталось ни одного. Трудно себе представить, что на территории Петербургской губернии еще в начале XX века насчитывалось около 10 тысяч кружевниц и вышивальщиц.

На сегодня уничтожено единственное в нашем регионе производство коклюшечного киришского кружева, а также вагановское челночное кружево, кингисеппская вышивка. Такая же печальная участь постигла производство керамики, которая благодаря залежам качественной глины производилась в селах Лодейнопольского и Тихвинского районов.

До XXI века просуществовало древнейшее гончарное производство в селе Алеховщина на берегу реки Оять. Многие жители нашего города помнят, как в 1950-е к набережной у Аничкова моста причаливали баржи с гончарными изделиями оятских мастеров. В начале 2000-х артель гончаров Алеховщины приказала долго жить. Как и керамические производства в Лодейном Поле и в селе Померанье Тосненского района. А на месте цеха волховской росписи по дереву символично обосновались гробовщики.

В северной столице канул в Лету единственный в России петербургский завод художественного стекла. При этом чиновники никак не могут понять, что народный промысел – это вещь особенная. Можно с нуля создать автомобильное производство, но невозможно «родить» заново мастера по кружеву, вышивке или росписи.


– Что же тогда осталось?

– Как правило, это небольшие художественные или ремесленные мастерские, специализирующиеся на художественном литье из латуни, сувенирах из бронзы, изделиях из дерева. В городе работает около 50 малых предприятий народных художественных промыслов, 30 из которых являются членами нашей ассоциации, а также чуть больше 100 индивидуальных предпринимателей. На весь Петербург приходится 5 тысяч производственных мастеров.

Пока еще сохранилась профессиональная роспись по дереву, в том числе и матрешек. Именно роспись, потому что самих матрешек в Петербурге не точат, только расписывают. Особенно ценятся работы таких мастеров, как Вера Выставочкина и Лена Леонова. Производство классической матрешки сохранилось только в трех российских регионах: в Нижегородской области, Вятке, Московской области. Именно там производятся болванки, которые закупают мастера по росписи со всей страны.

Традиции петербургских бронзолитейщиков продолжает фирма «Сентябревъ», большой заслугой которой является возобновление после 1914 года выпуска серии бронзовых бюстов русских государей от Рюрика до Николая II. Есть в Петербурге уникальное предприятие «Ниена», сохраняющее исконно петербургский сувенирный промысел – изготовление оловянных солдатиков. Сейчас они работают преимущественно под заказ, сократив за последние годы объемы в десять раз.

Одно из самых процветающих направлений – производство сувенирных кукол. Успешно работают здесь мастерские «Потешный промысел» и «Сувенирная мануфактура».


– Какие трудности испытывают местные сувенирные производства?

– Такие же, как и весь малый бизнес. В первую очередь это отсутствие доступности к кредитам с адекватными процентами. К примеру, сейчас испытывает экономические трудности петербургское предприятие по производству художественного фарфора – центр возрождения традиционных ремесел «Скудельник». Оно не может получить кредит для погашения задолженности, потому что у него уже есть задолженность... Вот такой абсурдный замкнутый круг.

Нужно отметить, что государство периодически выделяет дотации членам нашей ассоциации. Но зачастую эти деньги так и остаются неиспользованными, так как компании не проходят по тем или иным условиям предоставления этой очень нужной помощи. К примеру, такие дотации не полагаются предприятиям, у которых снижается объем производства. Согласитесь, в условиях нынешней экономики подобная помощь выглядит как насмешка.


– Какие же сувениры местного производства самые популярные?

– Матрешки! Их по-прежнему любят и русские туристы, и иностранцы. К сожалению, сегодня традиционных матрешек теснят псевдоматрешки в образе политиков, известных спортсменов и артистов, что как нельзя лучше характеризует уровень культурного развития населения. А ведь было время, когда в Петербурге действовал художественный совет, который контролировал изделия, попадающие на сувенирный рынок, с точки зрения их качества, художественного уровня и исторической оригинальности. Это ограничивало распространение непрофессиональных подделок и откровенной «попсы».

Сейчас рынок свободный – можно все. В результате стирается грань между традициями и сиюминутным безвкусным китчем. Любовь к Родине проявляется в спросе на футболки, произведенные не в России, с портретами политиков и глупыми надписями. При этом наши соотечественники вряд ли отличат настоящую русскую матрешку от подделки в том числе и потому, что люди просто не знают, как она должна выглядеть. А ведь это наша история, наша культура.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Комментарии