Сказки для маленьких
Малый бизнес – модная и любимая тема госчиновников. Из многочисленных федеральных программ по поддержке малых предприятий впору создавать отдельную библиотеку. Только вот представители малого бизнеса это «полное собрание сочинений» зачастую воспринимают как сказочный жанр. Попробуем рассмотреть, насколько реально превратить сказку в быль, на примере деятельности малых предприятий легкой промышленности.
ФОТО Gerasimivski/shutterstock.com
Помощь не впрок
Начнем с глобального. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил программу поддержки легкой промышленности на 2016 год, согласно которой объем финансирования отрасли из государственного бюджета составляет почти 1,47 млрд рублей. И все бы хорошо, только вот федеральные программы по поддержке данного сегмента в большей степени направлены на развитие крупных игроков рынка. Если взять Петербург, к примеру, то рассчитывать на федеральную поддержку может только 21 крупное предприятие легкой промышленности. Остальные 350 питерских компаний малого бизнеса из этого списка автоматически вычеркиваются.
На региональном уровне «малышам» из легкой промышленности внимания достается больше. Так, в Петербурге действует ряд программ, ориентированных именно на их поддержку. Им предоставляется ряд субсидий и грантов. Предлагаются льготные кредиты. Предусмотрены затраты на подготовку трудовых ресурсов. Только вот представители малого бизнеса на все эти предложения откликаются без особого энтузиазма и дружно заявляют, что реальной пользы от подобной поддержки в том виде, как она существует, нет.
Основные пожелания, которые высказывают большинство предпринимателей чиновникам, это прекращение бессистемной раздачи символических средств из бюджета предприятиям, которые быстрее других добегают до государственной кормушки, организация грамотной работы над бюджетом и адекватное регулирование законодательной и налоговой систем.
Налоги съели оборот
Специфика российского бизнеса заключается в том, что он работает в географической зоне, где значительную долю расходов себестоимости продукта занимает тепло. При этом основные наши конкуренты в сегменте текстильной промышленности (Китай, Вьетнам, Бангладеш) такой строки в списке расходов либо не имеют, либо она составляет минимальную ставку. Более того, российские компании вынуждены платить за энергию авансом, еще до того, как произвели продукт.
«Более неэффективной практики, когда предприятия, особенно малого бизнеса, работая в кризисных условиях и теряя при этом объемы заказов, платят авансом налог на прибыль, исходя из доходов прошлых периодов, я не встречал ни в одной другой стране, – отмечает генеральный директор компании «Эдминс» Евгений Цивин. – К примеру, в Чехии практически все малые и средние предприятия платят налог на прибыль один раз в конце года после подтверждения годового баланса. Если бы наше государство дало возможность производителям платить налоги не авансом, а по факту, это была бы самая лучшая поддержка малого бизнеса».
Обсуждая налоговую тему, предприниматели затрагивают и банковскую. Если для молодых компаний наибольшую сложность вызывает доступ к кредитным ресурсам, то фирмы с опытом, наоборот, стараются кредиты минимизировать. Ведь 20% годовых негативно отражаются на себестоимости конечной продукции.
Тормоза экспортеров
Основное условие успешного развития промышленности – это выход на внешний рынок. Но... «Экспортная деятельность отечественной легкой промышленности на протяжении XXI века остается на одном уровне, – отмечает генеральный директор фонда «Сделано в Петербурге» Светлана Молчанова. – Экспорт одежды из текстиля и обуви достигает лишь 5 – 6% к объему производства».
Говорить об экспорте легпрома в наших условиях сложно: в стране нет своего сырья. Но и этой глобальной проблемой дело не ограничивается. Один из существенных барьеров для развития в нашей стране экспортных отношений – отсутствие в российском валютном законодательстве такого элементарного понятия, как «кредитная нота». Этот финансовый инструмент, упрощающий расчеты между поставщиками и покупателями, активно применяется в международной торговле.
«Механизм кредитной ноты упрощает возврат поставщику бракованной продукции, – объясняет Евгений Цивин. – К примеру, при поставках наших перчаток на экспорт в Финляндию и Швецию несколько пар бракуются. Если бы мы работали в адекватных условиях, то урегулирование проблемы было сведено к выставлению кредитной ноты. Но если мы так поступим, то, по российским законам, станем участниками административного дела о нарушении валютного законодательства в части невозврата валютной выручки».
Еще одна проблема, влияющая на развитие внешнеэкономических отношений, это сложности растаможки. К примеру, для того чтобы растаможить натуральную заграничную кожу, необходима документация с описанием технологии ее производства. Естественно, что иностранные предприниматели, как и любые другие, не всегда готовы раскрывать свои ноу-хау и выдавать секреты техпроцессов. На перевод таких документов и нотариальное оформление уходят месяцы, да и обходятся все эти процедуры недешево.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 044 (8466) от 16.03.2016.
Комментарии