Сказка под хохлому

Вот ведь какая незадача: первые елочные игрушки в России начали выпускать в нашем городе, но на нынешних новогодних развалах шариков и фигурок с пометкой «Сделано в Петербурге» практически нет. Как это ни печально, сегодня производство елочных украшений в северной столице как таковое отсутствует. Или...

Сказка под хохлому | ФОТО Сергей БОБЫЛЕВ/ТАСС

ФОТО Сергей БОБЫЛЕВ/ТАСС

Китайская елка

Первое, что бросается в глаза на новогодних базарах Петербурга, – китайские украшения. В основном пластиковые шары и прочие елочные аксессуары, дешевые не только в денежном, но и в энергетическом смысле. Отсутствие духовной составляющей объясняется тем, что производятся эти «волшебные» товары «не для себя». Ведь у китайцев традиции наряжать елку нет, и Новый год у них в другое время. Соответственно, все эти шарики для жителей Поднебесной – бездушный конвейерный бизнес.

Кроме китайской продукции на магазинных полках блестят отечественные украшения, в основном от московских производителей, среди которых можно найти достаточно приличные экземпляры. Правда, их стоимость значительно проигрывает китайскому ширпотребу.

Отечественных производителей елочных игрушек сейчас легко пересчитать по пальцам, но их продукцией можно гордиться. Из числа наиболее известных можно назвать старейшую фабрику «Елочка», которая ведет свою легендарную историю с 1848 года, когда князь А. Меншиков открыл в своем имении стеклянный завод.

Елочные игрушки из Европы (как и отечественные эксклюзивные позиции ручной работы) стоят до 20 тысяч рублей за единицу, а то и дороже. Поэтому они в основном прячутся в специальных магазинчиках либо на интернет-ресурсах. По словам поставщиков, в этом году они в основном распродают изделия из прошлогодних закупок.

По наблюдению продавцов магазинов, спрос на новогодние аксессуары снизился в разы. Теперь люди выбирают более практичные элементы декора и вместо шариков покупают новогоднюю посуду. Что касается моды, то сегодня в фаворе красный цвет, так как символом наступающего года является красная огненная обезьяна.

Остатки волшебства

А вот новогодней продукции от производителей Петербурга и Ленинградской области найти не удалось. За одним исключением – игрушек и мишуры, которые выпускаются в Новой Ладоге.

«Мы производим елочную мишуру и игрушки из лавсановой пленки с 1991 года, – говорит коммерческий директор ПКФ «Слана» Наталия Цыганкова. – Доля отечественных материалов в производстве примерно 90%. В этом году спрос на нашу продукцию упал на 30%, а цены по сравнению с 2013-м поднялись на 20%. Что же касается тенденций, то сегодня потребитель ищет оригинальные изделия с условием, чтобы они не были похожи на китайские».

Еще один вариант производства елочных украшений по-петербургски – небольшие компании, которые специализируются на эксклюзивной ручной росписи елочных шаров.

«Мы закупаем основу – стеклянные шары разных диаметров и расписываем их, – объясняет специалист компании «Коробка с антресоли» Григорий Щеткин. – Сегодня очень популярны шары, расписанные под гжель, хохлому, палех. Хороший спрос на сказочные сюжеты, а также на шары с изображением видов русских храмов, Кремля, гербовыми росписями».

Остальные петербургские компании, специализирующиеся на новогодних игрушках, с которыми удалось пообщаться, оказывались обычными поставщиками чужих товаров.

Нелишне вспомнить, что в 1930-х годах выпуском елочных игрушек в Ленинграде занимались около 25 предприятий. Например, артель «Изокульт» за год производила елочных игрушек (ватных и стеклянных) на 13 миллионов рублей. Артель «Промполиграф» выпускала в год картонажных украшений на 6 миллионов. В числе известных производителей того времени была артель «Культпром», «Зеркальная фабрика», завод «Дружная горка».

Традиции не бьются

И все-таки некоторые рождественские петербургские традиции дожили до наших дней. Произошло это благодаря Императорскому фарфоровому заводу (ИФЗ). Символично, что традицию рождественских и новогодних подношений ввел при дворе Павел I, который 31 декабря 1798 года получил из рук графа Юсупова, управляющего ИФЗ, сервиз с видами Италии и аллегорическими скульптурами. С той поры изделия, созданные на предприятии, стали неотъемлемой частью Рождества и Нового года.

«В сочельник царская семья и ближайшая свита обменивались дарами в Зимнем дворце или загородной резиденции, где стол был накрыт подношениями, в число которых входили лучшие произведения Императорского фарфорового завода, – рассказывает руководитель службы по связям с общественностью АО «Императорский фарфоровый завод» Наталья Бордей. – В XVIII веке самыми распространенными подарками были табакерки, фарфоровые чашки, скульптурные фигуры, вазы, настольные приборы для будуаров. А в 1850-м императору преподнесли уникальный фарфоровый букет».

Новогодний ассортимент Императорского фарфорового завода в этом году, по традиции, состоит из базовых изделий и из специальной коллекции с символом 2016 года. Это посуда, жанровая и анималистическая скульптура, подарочные наборы и комплекты для раскрашивания. Ведущие художники завода Юлия Жукова и Мария Матвеева создали новогодние серии «Трио» и «Веселый цирк», главными персонажами которых стали обезьяны, а скульптор Галина Белаш изготовила реалистичную фигурку «Горилла» из бисквитного фарфора. Есть и сувениры, которые можно использовать в качестве елочных украшений.

Серийного производства елочных игрушек на Императорском фарфоровом заводе не было. Фарфор сам по себе материал довольно тяжелый, поэтому изделия из него для украшения праздничного дерева не очень подходят. Однако в качестве эксперимента художники завода Неля Львовна и Мария Матвеева все-таки изготовили разноцветные фарфоровые новогодние шары, а скульптор Анатолий Данилов сделал несколько подвесок в виде летящих ангелов из бисквитного фарфора. Такие украшения создавались для рождественских выставок в Государственном Эрмитаже.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 246 (5617) от 30.12.2015.


Комментарии