Шляпное возрождение

В былые времена в Ленинграде работали четыре крупные фабрики по пошиву шляп. Самой значимой для отечественного рынка была фабрика «Ладога». Ежемесячно она производила по 10 тысяч шляп, которые расходились по всему Союзу. Такие звезды, как Михаил Боярский и Эдита Пьеха, также носили головные уборы от «Ладоги». Лучшие модели фабрики брали «Гран-при» на выставках в Париже. В следующем году легендарному производству исполнилось бы 100 лет. Впрочем, частица «бы» вовсе не означает гибель ленинградской шляпной традиции. Костяк коллектива продолжает работать на новом предприятии, и теперь уже Петербург сохраняет статус законодателя шляпной моды в России.

Шляпное возрождение | Яркие элегантные шляпки - традиционный признак петербургской весны. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Яркие элегантные шляпки - традиционный признак петербургской весны. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Выжили на багаже

С началом перестройки в шляпной индустрии России произошли грандиозные изменения. Прекратили существование научно-производственные объединения, которые разрабатывали и производили оборудование для фетрового производства. Закрылись учебные заведения, готовившие кадры для предприятий пошива головных уборов. Ушли в небытие фабрики, выпускавшие «основу» шляпного производства - колпаки. Канули в Лету и крупные производства головных уборов, в том числе «Ладога». Последней каплей развала этой индустрии стало закрытие шляпных ателье индивидуального пошива. Их клиентам стало не по карману покупать красивые, но весьма дорогие головные уборы.

Но дело, которому отдали свои лучшие годы шляпных дел мастера, не умерло. Они собрали бесценный багаж своих знаний и навыков, чтобы на пустом месте открыть небольшие производства. Именно благодаря этим людям ленинградские шляпки выжили.

Сейчас на берегах Невы шляпы делают множество мастеров. В основном они собрались в небольшие ателье и дизайнерские студии, в основе которых лежит кустарное производство. Себестоимость шляп, созданных таким образом, очень высокая, а производительность маленькая.

Спасение болванки

Более-менее крупное шляпное производство полного цикла в Петербурге пока только одно, но работает оно беспрерывно уже почти 20 лет. Основной секрет успеха предприятия в том, что его коллектив - это бывшие сотрудники той самой «Ладоги». Фабрики и ателье закрывались, но преданные своему делу люди старались хоть что-то спасти. Когда цехи переделывали под бизнес-центры, а уникальное оборудование буквально выбрасывали на улицу или сжигали, старые мастера вытаскивали из костров эксклюзивные шляпные формы-болванки из липы, собирали со свалок авторское оборудование для производства шляп, созданное умельцами-слесарями, многих из которых уже нет в живых.

«Наше богатство - это более 800 шляпных форм, - с гордостью показывает спасенную коллекцию генеральный директор петербургского предприятия по производству головных уборов Татьяна Тараскина. - В наши дни профессиональных создателей форм, можно сказать, не осталось, и уничтоженные в советские времена формы повторить никто не может».

Молодых специалистов в этом деле мало и, скорее всего, в ближайшей перспективе не будет: сегодня такому мастерству нигде не обучают. Как правило, в производственном процессе используется около ста форм, из которых наиболее ходовых моделей - 50. Но периодически этот производственный набор меняется в зависимости от модных тенденций. К примеру, много лет шляпки-«таблетки» не носили, а сейчас мода на них вернулась - потребовалась соответствующая форма».

«Производство шляп - сложный и трудоемкий процесс, технология которого за много лет не изменилась. Это по-прежнему штучное производство, на 95% основанное на ручном труде», - отметила Тараскина.

Как сшить «свиной пирог»

Алгоритм рождения шляпы таков.

Первый этап: дизайнер рисует эскиз придуманной им шляпки.

Второй этап: конструктор переводит рисунок в чертеж, затем появляются выкройки.

Третий этап: модельщик вручную вырезает объемную модель будущей шляпы из липы, на которую впоследствии натягивают шляпные войлочные заготовки - колпаки.

Четвертый, самый сложный этап: специалисты горячего цеха растягивают заготовку на форму. Усилие, которое при этом прилагает формовщик (а это, как правило, женщина), сопоставимо с подъемом 30 - 40 кг.

Пятый этап: после паровой бани, проклейки, прогонки через удаляющие излишки клея вальцы (раритетное оборудование, оставшееся с «Ладоги») и формовки будущие шляпы отправляются в сушильный шкаф. Там они уютно устраиваются на... жестяных банках от кофе (технологической альтернативы для сушки шляп на отечественном рынке нет) и принимают тепловые процедуры при температуре 100 градусов в течение полутора часов.

Шестой этап: оформленные шляпы попадают в холодный цех в руки к модисткам - специалистам по шляпному декору. К слову, такой специальности, как модистка, судя по нынешним образовательным программам, сегодня тоже официально не существует. Все модистки, которые колдуют над шляпками на производстве Татьяны Тараскиной, пенсионного возраста. Молодежь вникать в этот творческий процесс и перенимать опыт желанием не горит из-за маленькой зарплаты.

Колпак из мериноса

«Мы используем колпаки велюровые из пуха кролика, которые получаем из Чехии, а также фетровые (из овечьей шерсти) - из Китая, - рассказала специалист шляпной фабрики Ирина Александрова. - Не так давно начали работать с португальскими колпаками из мериноса (шерсть элитной тонкорунной овцы). Если велюр подходит для шляп класса премиум, а фетр - демократичный, но грубоватый материал, то меринос стал золотой серединой».

В России колпаки для производства шляп не делают. Были времена, когда шляпные колпаки выпускала знаменитая Воскресенская фетровая фабрика в Подмосковье, которая раньше славилась своими мужскими шляпами. Но сегодня она специализируется на производстве технического войлока.

Любопытно, что на петербургской фабрике выпускают исключительно женские шляпы. Дело в том, что технология производства мужских шляп намного сложнее: необходимы особые станки и оснастка для сложной обработки заготовок. В свое время с мужскими шляпами «Ладога» экспериментировала, но даже у такого шляпного доки мужские головные уборы не получались.

Зато женские шляпки петербургского производства даже сегодня лидирующих позиций не сдают и решительно теснят с местного рынка конкурентов из Москвы и Китая. Присматриваются к петербургским шляпникам и финны. Как ни странно, в Суоми собственной шляпной индустрии нет.

«До девальвации рубля производительность нашего предприятия составляла 1350 шляп в месяц, - вспоминает Татьяна Тараскина. - У нас были клиенты, которые покупали в сезон по 3 - 4 шляпы. Сегодня производительность упала, так как снизилась покупательская способность наших потребителей. Но мы уверены, что в ближайшей перспективе рынок оживет. Если раньше шляпка была аксессуаром, то сегодня она не только украшает даму, но и согревает ее в нашем неуютном климате».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии