Сезон индустриальной передышки
В этом году экономисты с надеждой ждали сентября. После «сонного» лета сентябрь знаменовал собой начало спасительного для народного хозяйства осенне-зимнего сезона, когда промышленники обретают новые заказы, а строители сдают объекты и получают расчет.
Судя по данным Петростата, в 2015-м чуда не произошло: в январе – сентябре наши предприятия сработали хуже, чем год назад.
ФОТО ronstik/shutterstock.com
Вот общеэкономическая картина Петербурга и Ленобласти. За первые 9 месяцев нынешнего года обороты городских предприятий (в действующих ценах) достигли 5,4 трлн рублей. Впрочем, слово «достигли» здесь не подходит, ведь в январе – сентябре 2014-го обороты уже достигали величины 5,3 триллиона рублей. С учетом инфляции 15,7% (сентябрь-2015 к сентябрю-2014, по данным Центробанка), никакого роста нет вообще. Скорее, можно говорить о 15-процентном снижении оборотов петербургских предприятий.
Аналогичная картина и в Ленинградской области, организации которой в январе – сентябре этого года показали обороты на сумму 1,3 триллиона рублей, а за тот же период года прошлого – на 1,2 триллиона. Де-факто имеем все то же падение, если считать в сопоставимых ценах.
Заводы и фабрики Петербурга снизили физический выпуск продукции за первые 9 месяцев 2015 г. на 8,9% в годовом исчислении. Подобный уровень уже стал традиционным: за первые 8 месяцев текущего года сокращение производства было почти таким же. Наилучшие результаты показали деревообработчики (индекс промпроизводства составил 106,3%, год назад было 80,4%), наихудшие – нефтепереработчики (ИПП в январе – сентябре этого года – 56,3%, прошлого – 100%).
Предприятия 47-го региона сработали на уровне прошлогодних показателей. В лидерах там пищепром (ИПП за первые 9 месяцев 2015-го составил 108,3%, год назад было 84,8%), в отстающих – обувщики и кожевенники (текущий ИПП – 72,8%, прошлогодний аналог – 149,1%). И в городе, и в области наблюдается удивительная ситуация: отрасли, «спавшие» в прошлом году, в этом энергично пробудились, и наоборот.
Если же судить о состоянии дел в промышленности, энергетике и добыче полезных ископаемых по отгрузке, то здесь картина более пестрая. Например, у обрабатывающих производств Петербурга этот показатель в январе – сентябре 2015-го вырос на 5,9% в годовом исчислении, у энергетиков – на 2,9%, у сырьевиков – на 6,6%. Почему же на фоне падения физического выпуска продукции растет отгрузка? Секрета тут нет: этот показатель учитывает не только производственную деятельность, но и оказание услуг, продажу остатков со складов. Отгрузка растет – значит больше цехов сдано в аренду и пр.
Заводы и фабрики Ленобласти увеличили отгрузку на 28,3%, энергетики – на 0,1%, а сырьевики снизили ее на 12,6%. Последний факт, быть может, связан с плохой работой нефтепереработчиков. Областные увеличили выпуск продукции на 6,6%, зато городские – снизили на 43,7%.
Однако у бизнес-процессов помимо оборота и выпуска продукции есть более скрытые индикаторы. Основной из них – состояние взаиморасчетов предприятий, которое определяется кредиторской (должны мы) и дебиторской (должны нам) задолженностью.
По состоянию на 1 сентября 2015 г., суммарная кредиторская (с учетом банковских долгов) и дебиторская задолженность петербургских предприятий достигла 8,9 трлн рублей (из них большая часть – «кредиторка»). Нетрудно подсчитать, что это в полтора раза превышает совокупный оборот городских организаций. Впрочем, и год назад долги соотносились с оборотами в такой же пропорции, только абсолютные величины выросли.
В системе взаиморасчетов предприятий Ленинградской области на 1 сентября текущего года вращались 1,4 трлн рублей – на 8% больше оборотов организаций региона. Год назад превышение составляло 16%, так что прогресс налицо.
О чем говорят эти соотношения? О том, насколько высока вероятность срыва производственных планов из-за внезапных проблем у поставщиков и заказчиков компаний наших регионов. Допустим, петербургская верфь получила заказ от государства на постройку дизельной подлодки. Казна выплатила аванс, и у нашего предприятия появилась солидная сумма в разделе баланса «дебиторская задолженность».
В это же время судоверфь под заказ купила (в рассрочку или по безналу) необходимые материалы – металл, детали корпуса, двигатели и пр. На балансе распухла статья «кредиторская задолженность», ведь за все это придется платить предприятию. Если в этой сложной цепи произойдет хоть один сбой (например, поставщик краски обанкротится или государство не расплатится в срок), крайней окажется верфь. Собственных ресурсов для решения проблемы не хватит, банковский кредит неподъемен, и предприятие с тысячами работников тоже повиснет на грани закрытия.
Впрочем, сейчас проблема неплатежеспособности контрагентов и заказчиков еще не стоит остро: просроченные долги укладываются в 2% от общего объема. Куда опаснее для промышленности снижение покупательской активности частного, корпоративного и государственного секторов. Эффект девальвации уже не покрывает потери доходов от подешевевшей на мировом рынке нефти (относительно цен 2013 г.), а рядовые потребители затянули пояса. Понятное дело: когда массовый покупатель отрезан от необоснованного банковского кредитования, желающих ходить по магазинам поубавилось.
Свой вклад в падение выпуска промышленной продукции внесло и банкротство строительных фирм Петербурга, взявших солидные городские заказы по возведению путепроводов, дорог, зданий. В итоге новые подряды не распределены, и стройбазы ломятся от залежалых металлоконструкций.
Аналогичный эффект дало сокращение автокредитования и рынка новостроек. Покупателей машин и квартир, готовых расплатиться «живыми» деньгами, втрое меньше, чем готовых влезть в банковскую кабалу. Но и с этим теперь непросто.
Островком надежды остается оборонный заказ. Петербургские верфи обеспечены работой на много лет вперед. Если, конечно, не подведут поставщики и обещанные «импортозамещенные» двигатели и детали прибудут в срок.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (5572) от 23.10.2015.
Комментарии