Серебром по автопрому

На фоне падения потребительского спроса и обострившейся конкуренции петербургская ювелирная промышленность ищет новые способы выживания. Игроки этого рынка сделали ставку на выпуск религиозной утвари, столового серебра и украшений с драгоценными камнями. Благо на Северо-Западе России месторождений драгоценных камней немало. О состоянии и перспективах ювелирной индустрии в России и Петербурге корреспонденту «СПб ведомостей» рассказал генеральный директор императорского ювелирного завода «Русские самоцветы» Сергей ДОКУЧАЕВ.

Серебром по автопрому | В ювелирной промышленности даже самые современные станки и роботы не заменят рук мастера. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В ювелирной промышленности даже самые современные станки и роботы не заменят рук мастера. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Сергей Александрович, с каким настроением вошла в новый год отечественная ювелирная отрасль?

- Не скрою, что экономическая ситуация отразилась на нашей отрасли болезненно. На фоне девальвации рубля, падения потребительского спроса и роста конкуренции компаний существенно сократилось число игроков рынка, в том числе из-за значительного количества банкротств. Некоторые предприятия, которые 3 - 5 лет назад позиционировали себя лидерами рынка, закрылись. Одна из главных причин - проблемы с налоговыми органами, так как некоторые ювелирные компании использовали незаконные бизнес-схемы. В списке устоявших остались в основном предприятия с полноценной производственной базой и прозрачными бизнес-процессами. Но и нам приходится нелегко по ряду причин - например, из-за того что большинство банков отказывается кредитовать ювелирные предприятия, внеся их в некую зону риска.

- Основная причина падения потребительской активности - повышение цен?

- Естественно. За последние годы цены на ювелирные изделия выросли почти в два раза. В ответ доля продаж ювелирных изделий в целом по рынку снизилась, средний чек практически выпал. Дело в том, что 80% себестоимости ювелирных украшений приходится на драгоценные металлы и камни, связанные с биржевыми ценами в долларовом эквиваленте.

Исходя из того что ювелирные украшения в 50 - 60% случаев покупают в качестве подарков, мы с коллегами сравнили наши товары с продукцией других «подарочных» отраслей. Так, если в 2005 году основным отраслевым конкурентом в сфере подарков у ювелирной продукции была косметика и парфюмерия, то в 2008 году - гаджеты и мобильные телефоны.

Сейчас ювелирным изделиям приходится конкурировать с продукцией автопрома: стоимость некоторых серийных ювелирных изделий с бриллиантами доходит до 500 тысяч рублей, что соразмерно со стоимостью некоторых автомобилей. При этом подчеркну, что дорогие изделия как покупали, так и покупают. Единственное отличие - вместо нескольких комплектов в год состоятельные потребители стали покупать один.

- Какие меры принимают ювелирные компании, чтобы остаться на плаву?

- Учитывая ситуацию на рынке, в которой находится наша страна, многие производители ювелирной продукции увеличили долю изделий из серебра. Мы не стали исключением и тоже разработали несколько «антикризисных» серебряных коллекций. Еще одна группа товаров, которая вписывается в текущую экономическую ситуацию за счет своей функциональности, - столовое серебро. Еще в 1997 году наша компания выиграла тендер на выпуск предметов сервировки стола для Московского Кремля, тогда же был открыт цех по изготовлению столового серебра, который мы активно модернизируем. В результате за прошлый год переработали почти 5 тонн серебра, заняв в данном сегменте ювелирного рынка Северо-Запада лидирующие позиции.

- А в наши дни вы запустили цех по выпуску икон и православных крестов...

- Совершенно верно. Традиционно на цепи, обручальные кольца и кресты приходится до 40% рынка ювелирных украшений, которые не теряют актуальности даже в кризис. В сложные времена у людей появляется потребность в какой-то духовной защите - автоматически увеличивается спрос на иконы. Естественно, мы на эту потребность рынка откликнулись и в прошлом году запустили производство, особенность которого не только в технологической сложности, но и в уникальной инновационной составляющей. Общие инвестиции в данные производственные линии составили около 20 миллионов рублей.

- В чем же инновация?

- Основу производственной линии икон составляет уникальный участок электроформинга, аналогов которому нет не только в нашей стране, но и в мире. И если раньше оклады для икон чеканились мастерами вручную или на специальных прессах, то теперь это происходит в формате химического процесса, когда медное изображение «выращивается». Отличительная особенность этой технологии - высокая точность изображений, не требующих никакой дополнительной доработки.

Эта технология в свое время была разработана специалистами НИИ ювелирпрома, но потом незаслуженно забыта. Мы подняли архивы и адаптировали технологию под современное производство. В результате возможности инновационного участка предполагают «выращивание» до 6 тысяч икон в месяц.

- Насколько ювелирные украшения современного российского производства востребованы за рубежом?

- Изделия отечественных ювелирных производств очень ценятся там. К примеру, наша компания отправляет на экспорт не менее 20% своей продукции. Украшения петербургских ювелиров пользуются популярностью в Казахстане, Белоруссии, странах Балтии, а также дальнего зарубежья, включая Канаду, США, Швейцарию и Китай.

- Что больше всего ценится иностранцами в нашей ювелирке?

- Поскольку в Петербург приезжают много туристов из КНР, многие наши игроки ювелирного рынка сделали ставку на украшения с янтарем и нефритом, которые пользуются повышенным спросом у китайцев. Мы концентрироваться на отдельном янтарном производстве для обслуживания китайских туристических групп не стали и сделали ставку на вкусы россиян и гостей из Западной Европы, которые отдают предпочтение сложной классике.

По-прежнему актуальны изделия, созданные по уникальной эмалево-филигранной технологии. Сегодня этой техникой практически никто ни в России, ни тем более за рубежом не занимается. При этом она очень востребована на рынке.

Предприимчивые китайцы интересуются этой технологией, мечтая узнать секреты мастерства российских филигранщиков. Впрочем, данное направление вряд ли впишется в формат китайского бизнеса, поскольку отличается не только технологической сложностью исполнения, но и абсолютным исключением какой бы то ни было автоматизации и формализма. Главный секрет технологии - знания, руки и талант наших мастеров.

- Какую роль на нашем ювелирном рынке играет импорт?

- До недавнего времени российский рынок был заполнен китайской ювелирной продукцией, в основном нелегальной. Сегодня с этой точки зрения рынок стал чище. С одной стороны, сказалось усиление государственного контроля, с другой - девальвация рубля, из-за которой выпуск ювелирных изделий в России стал выгоднее, чем организация производства в Китае и последующая доставка продукции через границу. Более того, ни китайцы, ни турки, ни прочие европейцы не делают ничего такого, что не могут сделать петербуржцы.

- Сырье, с которым вы работаете, импортное или наше?

- В основном такие крупные компании, как наша, работают с отечественным сырьем. Золото, серебро - все наше. Дефицита по этим направлениям на рынке нет. В отличие от некоторых коллег, которые применяют металл вторичный, мы однозначно используем только банковский металл пробой 999,9, что исключает посторонние примеси и подтверждает стопроцентное качество.

- А какие камни используют ювелиры?

- Бриллианты, конечно, российские - с ними проблем нет. А вот сапфиров, а также полудрагоценных камней, которые традиционно в России не добываются, не хватает. Самыми дефицитными и, соответственно, самыми дорогими камнями считаются рубины, добыча которых за последние десять лет значительно сократилась.

- В этом году вы начали сотрудничать с единственным в России месторождением изумрудов. Насколько эффективен этот проект?

- Действительно, мы начали работать с Малышевским месторождением, которое имеет достаточно сложную судьбу. Его хотели закрыть, поскольку добывать там камни очень трудно из-за их глубокого залегания (до 300 метров). То, что этот рудник сейчас работает, - чудо. Да, наши изумруды дороже колумбийских, но зато они особенные, эксклюзивные.

- Как вы поступаете с отходами столь ценного производства?

- Остатки и брак переплавляются. Для одной партии металла допускается троекратная переплавка, но с обязательным добавлением чистого металла. За количеством переплавок четко следят технологи.

Когда металл свое отработал (прошел три оборота) - он уходит на аффинажный завод, где его ждет процедура очистки. Известно, что золото и серебро это легированные металлы, то есть доля чистого металла в них составляет 92,5% по серебру или 58,5% и 75% по золоту. Все остальное - лигатура. Раньше основной лигатурой по золоту были серебро и медь, а по серебру - только медь. В настоящее время разработаны специальные лигатуры для разных изделий. К примеру, к металлу для производства православных крестов добавляется специальный материал, который разжижает металл и дает возможность прорисовывать на изделии мелкие фрагменты.

- Каковы перспективы развития ювелирного рынка России и Петербурга?

- Возможно, количество производителей на рынке еще немного сократится. При этом возрастет спрос не только на серебро, но и на изделия с бриллиантами. По ним за два года соскучились и потребители, и производители. Параллельно на рынке будут развиваться фирмы по выпуску бижутерии, а также изделий из недрагоценных металлов.

КСТАТИ

История компании «Русские самоцветы» берет свое начало с 1912 года, когда императорским указом Николая II было основано одноименное Общество для содействия и улучшения кустарного гранильного и шлифовального промысла.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 008 (5870) от 18.01.2017.


Комментарии