С ветерком на «серебряном» матрасе

Вагоны поездов и корабельные каюты в первую очередь ассоциируются с железом. И пассажиры не замечают, что комфорт поездок в этих видах транспорта зависит не только от плавности хода, но и от узора на обивке сиденья. Производство тканей для железнодорожного или корабельного гардероба - отдельное направление текстильной промышленности, и в нашем регионе есть его представители. К примеру, специалисты ткацкой фабрики «Узор» в поселке Вырица Ленинградской области представили образцы инновационной ткани для оформления вагонов российских поездов.

 С ветерком на «серебряном» матрасе  | Ткацкое производство ушло так далеко вперед, что скоро ткачихам останется место лишь в отделах дизайна и ОТК. Все остальное сделают компьютеры и роботы. ФОТО АВТОРА

Ткацкое производство ушло так далеко вперед, что скоро ткачихам останется место лишь в отделах дизайна и ОТК. Все остальное сделают компьютеры и роботы. ФОТО АВТОРА

«Соколиный» наряд

Все началось в 1990-х, когда в нашей стране разрабатывали скоростной электропоезд «Сокол». И именно ткачи из Вырицы придумали для быстрого поезда специальные ткани. Идея «Сокола», к сожалению, была свернута, а вот тема тканей для транспорта открыла для текстильного предприятия новые перспективы. Именно в ткацких цехах на живописном берегу реки Оредеж была создана обивка для фирменных поездов «Невский экспресс», «Лев Толстой», «Юность», «Байкал» и других. Оттуда же родом ткань с огнезащитной пропиткой, в которую наряжены кресла «Сапсанов» и «Ласточек».

Сейчас фабрика ежемесячно производит по 40 тысяч погонных метров ткани с «железнодорожной» отделкой. Не обделен вниманием и водный транспорт. К примеру, вырицкий текстиль создаст атмосферу домашнего комфорта пограничникам, которые будут служить на новых сторожевых катерах. Их уже готовят к спуску на воду на петербургском заводе «Алмаз».

«А вот с автопромом мы сейчас работаем меньше, - вздыхает директор фабрики Иван Козлов. - Пока на наш рынок не запустили китайцев, мы одевали 30% моделей ВАЗа и 80% - ГАЗа. Сегодня же на автомобильном рынке дикая конкуренция. Несмотря на то что на автозаводы нам уже давно не пробиться, мы изо всех сил стараемся удержаться на рынке автомобильных чехлов».

Основные конкуренты вырицких ткачей - фабрики Китая, Турции, Италии. Почему-то, несмотря на то что китайские ткани сегодня дороже отечественных, выиграть в тендерах отечественным производителям по-прежнему сложно.

«Паровозик» из Иванова

Один из последних заказов фабрики - 110 тысяч метров инновационного текстиля, обработанного ионами серебра, для вагонных матрасов поездов дальнего следования. Данная технология - новое слово в промышленности. «Посеребренные» ткани приобретают антибактериальные свойства, препятствующие возможности распространения среди пассажиров поездов разных заболеваний. Ткань рассчитана на 40 сухих чисток, которые должны проводиться через каждые 20 дней эксплуатации. То есть срок службы такого матраса всего полтора года. Но за этот период тысячи пассажиров, вынужденных коротать ночи в дороге, могут спать спокойно, не опасаясь подхватить инфекцию.

«Серебрение» матрасных тканей выполняется на специальном участке предприятия. Ионы серебра представлены в виде химического раствора итальянского производства, которым пропитывается ткань. Потом материал пропускается через массивный агрегат ивановской сборки, прозванный «паровозом». Агрегат так назвали из-за того, что он потребляет много технологического пара. Ведь, для того чтобы произошла химическая реакция, пропитанная раствором ткань подвергается нагреванию до 180 градусов и дальнейшей просушке.

На этом же участке обычная ткань с помощью соответствующих пропиток превращается в водо- и грязеотталкивающую. Средняя производительность «паровоза» - 10 метров ткани в секунду. Кроме названных свойств ткань, предназначенная для эксплуатации в общественном транспорте, должна быть огнеупорной. Для этого используются специальные арамидные нити.

Дессинатор подключился к процессору

А что же производство самой ткани? Устав слушать о том, что отечественная текстильная промышленность умерла, я захожу в помещение ткацкого цеха. Мои сомнения тонут в ужасном грохоте четырех десятков современных ткацких станков. Один такой станок способен за час выдать до четырех метров плотного гобелена, а тканей с небольшой плотностью и вовсе семнадцать метров.

В общей сложности фабрика может выпускать ежедневно более семи тысяч погонных метров ткани. Процессы максимально автоматизированы, поэтому весь станочный парк обслуживают лишь несколько человек. Специалисты фабрики разработали и собственную компьютерную программу для создания проектов новых тканей.

Вообще-то проектировкой ткани (подбором нужных для узора цвета нитей и переплетений, вычислением необходимого количества нитей и т. д.), как и прежде, ведает человек с очень редкой на сегодня профессией - дессинатор. Еще недавно этот трудоемкий процесс выполнялся вручную с применением канвовой бумаги с тысячью квадратиками, сегодня этой профессии «обучилась» ЭВМ.

Да что там канвовая бумага... Еще живы люди, которые помнят времена, когда технология производства была ручной до такой степени, что работницам фабрики приходилось носить из реки по сто ведер воды и колоть дрова, чтобы обеспечить нагрев центрифуг для окрашивания изделий.

Это было больше 70 лет назад, когда в сороковых годах прошлого века после освобождения поселка Вырица от немецко-фашистских захватчиков на берегу реки Оредеж появилась швейная артель инвалидов, которая выпускала солдатское белье. Постепенно предприятие расширялось и модернизировалось. Именно на «Узоре» был осуществлен перевод котельной с жидкого топлива на газ, благодаря чему началась газификация поселка Вырица.

Скатерть для Толстого

У фабрики «Узор» есть свой музей, где проходят экскурсии и для местных школьников, и для заморских туристов. Чего здесь только нет: и старинный ткацкий станок, и первые швейные машинки. Кое-какие раритетные станки отечественного производства остались даже в цехе. Как заверили сотрудники фабрики, машины «живые», и если их запустить, то будут работать.

В портфолио предприятия - занавес сцены петербургского Театра юных зрителей имени А. А. Брянцева, восстановленные текстильные интерьеры Дома-музея Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» в Тульской области, а также Дома-музея академика И. В. Курчатова в Москве. Используются ткани фабрики и в киноиндустрии. Например, их очень хорошо видно в декорациях кинокадров фильма «Тарас Бульба».

#текстиль #обивка #транспорт

Комментарии