Главная городская газета

Русские до «Икаруса» добрались

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

Гостевым «скворечникам» быть

Компания, которая, предположительно, может быть связана с бывшим вице-губернатором, получит 8,7 га земли в Курортном районе за 71,6 млн руб. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил исковые требования ООО «Инвестиционно-строительное управление-19» (... Читать полностью

Неделя на биржах: доллар снова на коне

В минувший понедельник торги открылись с отметки 1150,5 пункта по РТС, а в пятницу завершились на уровне 1117 пунктов. Максимум периода (1157,8 пункта) пришелся на понедельник, минимум (1115 пунктов) - на пятницу. Читать полностью

Инвестклимат: Петербург поднялся на четвертое место

Северная столица вошла  в пятерку регионов с самым благоприятным для бизнеса климатом. Таковы результаты инвестиционного рейтинга Агентства стратегических инициатив (АСИ). Читать полностью

Эльвира Набиуллина: главное - удержать инфляцию

В Петербурге состоялся XXVII Международный финансовый конгресс - второй по важности событий в городе после Международного экономического форума. Подробности - в нашем специальном материале. Читать полностью

Банк «Воронеж» запутался в схеме

Приказом Банка России от 15 июня 2018 года отозвана лицензия АО «Банк «Воронеж». Он зарегистрирован в одноименном городе, но пострадают и клиенты в Северной столице. Читать полностью

Цивилизация в Рощино пришла с мундиалем

Как чемпионат мира по футболу изменил жизнь отдельно взятого поселка. Читать полностью
Русские до «Икаруса» добрались | Венгрия традиционно считается одним из технологических лидеров Европы. Первый метрополитен на континенте, самые распространенные в мире автобусы, атомная энергетика... И почти во всех этих сферах наши страны наладили промкооперацию.ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Венгрия традиционно считается одним из технологических лидеров Европы. Первый метрополитен на континенте, самые распространенные в мире автобусы, атомная энергетика... И почти во всех этих сферах наши страны наладили промкооперацию.ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

«Сокращение торговли не выгодно никому», – были первые слова нашего сегодняшнего собеседника. В советские времена Венгрия была известна своими консервированными овощами, вермутами, «Икарусами», которые разъезжали по всему Союзу. О том, чем сегодня гордятся венгерские производители и почему венгерскому бизнесу интересна Россия, нашему корреспонденту рассказал консул по экономическим вопросам Генерального Консульства Венгрии в Санкт-Петербурге Адам ШТИФТЕР.

– Господин Штифтер, недавно в Петербург приезжала делегация из Будапешта во главе с мэром города Иштваном Тарлошем. Чем закончилась встреча?

– Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко и мэр Будапешта подписали соглашение о сотрудничестве, в котором помимо прочего есть экономическая составляющая. Члены делегации также посетили и первый бизнес-инкубатор. В Будапеште сейчас организуется такой же, и ваш пример нам был полезен.

В состав делегации вошли промышленники и специалисты в области инфраструктуры. Например, генеральный директор будапештского водоканала – одного из самых современных в Западной Европе – побывал у петербургских коллег. В вопросах водопользования мы готовы помогать петербуржцам как технически, так и знаниями. Тем более что у нас уже есть позитивный опыт сотрудничества с водоканалом Нижнего Новгорода, где вода очищается по венгерской технологии.

Мы ведем переговоры со специалистами других российских городов, а также с представителями водоканалов разных стран мира. У нас есть совместные проекты в водохозяйственном комплексе с Китаем и Азербайджаном. В марте текущего года ожидается ответный визит петербургской делегации в Будапешт.


– Как внешнеэкономическая ситуация отразилась на торговле между Венгрией и Россией?

– Конечно, из-за кризиса, санкций и эмбарго обороты снижаются, поэтому мы ждем, когда все это наконец закончится. По итогам десяти месяцев 2015 года товарооборот между нашими странами составил 4,51 млрд долларов. Показатель 2014 года – 10,15 млрд долларов, то есть мы наблюдаем падение на 58%. Последний раз этот показатель рос в 2013 году.

Но вот что я хочу отметить: в списке торговых партнеров Венгрии Россия находится на 12-м месте, а если не считать страны ЕС – главный рынок для нас, – то ваша страна на втором месте после Китая. Мы хотим поддерживать отношения с Россией. Из-за этого на нас косо смотрят в ЕС, но мы будем и впредь выступать за строительство российских газо- и нефтепроводов, потому что Европе без российского газа никак нельзя.

За неполный 2015 год товарооборот между Венгрией и Северо-Западом России превысил 107 млн долларов, при этом российский экспорт втрое меньше венгерского импорта. Больше всего мы поставляем в Россию оборудования – ядерные реакторы, котлы, механические устройства, а также вату, войлок и фетр, специальную пряжу, бечевки, канаты и тросы.

Несмотря на продуктовое эмбарго, мы все же можем продавать в Россию переработанные фрукты, овощи, известную в России консервацию, венгерское вино. В Венгрию же чаще всего едут российские удобрения, продукты неорганической химии, оптические инструменты и аппараты.


– Есть ли приостановленные проекты?

– Приостановленных нет, но нет и новых, что печалит. Из самого свежего могу назвать следующее. В ноябре 2015 года мордовская агрофирма «Норов» запустила семенной завод в селе Воеводское Кочкуровского района. Это первый в республике высокотехнологичный завод, на котором будут проводиться сушка, очистка, калибровка, протравливание и фасовка семян.

Сырьем послужит зерно, выращиваемое в самой Мордовии. Инвестиции в завод составили 114,6 млн рублей. Проектная мощность предприятия позволяет производить до 9 тыс. тонн элитных семян в год. Вы спросите, где же здесь венгерское участие? Дело в том, что поставщиком оборудования является венгерская компания Hevesgep.


– А какие совместные проекты развивают петербургские и венгерские компании?

– В Петербурге работает несколько дочерних венгерских компаний – в сфере электроники, энергетики, фармацевтики, банковском секторе. А вот совместных предприятий с петербуржцами, увы, нет. Зато нам есть чем похвастать в столице. В Москве на совместном предприятии из композитных материалов выпускаются корпуса автобусов Modulo для венгерской компании Evopro. Сборка самих автобусов будет проходить в Венгрии на бывшем заводе «Икарус». Сейчас там налажен выпуск экологически чистых электробусов и троллейбусов. В этой венгерской компании работают много специалистов, которые ранее трудились на «Икарусе», так что у нашей страны большой опыт в строительстве автобусов.

Есть и проекты в сфере сельского хозяйства. Компания Hunland хочет открыть в Московской области ферму для выращивания крупного рогатого скота. Предполагается, что таких ферм по всей России будет несколько. Возможно, одна из них разместится в Ленинградской или Новгородской области. Пока ведутся переговоры по этому вопросу.

Венгерская компания «Агрофид», которая работает в России уже 12 лет, создала в 2001 году в Туле дочернее предприятие «Агро-Премикс». Занимается оно производством премиксов – смеси витаминов, микроэлементов и противомикробных препаратов. В комбикорма, как правило, вводят такие добавки.

Кстати, венгерские компании могут помочь российским в импортозамещении. Каким образом? Оборудованием, технологиями и обменом опытом. Если начинать с продуктов питания – а они постепенно должны стать преимущественно российскими, – мы тут будем очень полезны.


– Вы поддерживаете строительство второй очереди АЭС «Пакш», о которой мы недавно писали. Но у Еврокомиссии на этот счет свое мнение...

– Разумеется. Для нас это путь к энергетической независимости. Действующая станция вырабатывает более 40% всей потребляемой и более 54% всей производимой в стране энергии. И замещающие ее мощности нам крайне необходимы.

Сейчас наше правительство ведет с ЕС переговоры и разбирает претензии к проекту. Противники атомной энергетики при этом, конечно, никуда не денутся: они всегда громко выступают, а потом приходят домой, включают стиральную машину и телевизор, не задумываясь о том, каким образом электричество приходит в их дом.


– Почувствовали ли вы в связи с ростом курса евро снижение турпотока из России, ведь у Венгрии своя национальная валюта?

– Действительно, в нашей стране обращаются венгерские форинты (1 форинт равен примерно 0,27 рубля. – Прим. ред.), которые не привязаны к евро. Но из-за кризиса россияне в целом стали зарабатывать меньше, и мы это тоже почувствовали. Если в 2014 году к нам приехали свыше 176 тыс. россиян, то в 2015-м – чуть больше 136 тысяч, это почти на 23% меньше. А курортников из России у нас стало меньше на четверть (20 тысяч в прошлом году против 26,5 тыс. в позапрошлом).

В минувшем году Россия перешла с 9-го на 12-е место в списке стран, туристы которых посещают нашу страну, а на курортах – с третьего на четвертое. Но до сих пор Россия занимает первое место по длительности отдыха. В среднем россияне приезжали к нам в прошлом году на 3,9 дня, а курортники – на 8,4 дня.

Что касается турпотока из Петербурга, то нам очень не хватает прямого воздушного сообщения. Чартеры летают редко. До 2011 года были регулярные рейсы венгерской компании «Малев», но она разорилась. Сегодня в Венгрию можно добраться многими авиалиниями, как российскими, так и зарубежными, в том числе лоукостами, но прямые рейсы летают только из Москвы. Прямое воздушное сообщение привлекло бы больше венгерских туристов в северную столицу. Сейчас мы ведем переговоры по этому вопросу с петербургским комитетом по развитию туризма.


– Что изменилось в вашей стране после вступления Венгрии в ЕС?

– В отличие от ряда небольших стран ЕС, которые вместе с нами вступали в этот союз, нам разрешили оставить собственное производство. Это важно, ведь Венгрия – аграрная страна. Мы умеем делать хорошее оборудование для пищевки. Производство вин, продуктов питания, консервация овощей и фруктов – в этом мы по-прежнему сильны. В России с царских времен знают наше вино, но мы хотели бы, чтобы россияне узнали и о другом нашем национальном напитке – палинке (это самогон на разных фруктах. – Прим. ред.).

Но от Евросоюза мы и получаем многое. Некоторые индустриальные проекты финансово поддерживаются не только нашим правительством, но и ЕС. Так, с 2012 года в Кечкемете работает завод «Мерседес». В 2014-м на предприятии работали 4 тыс. человек. А с 1991 года (с тех пор, когда мы еще не были членами ЕС) в Эстергоме собирают несколько моделей «Судзуки». Сегодня завод дает городу около 4,3 тыс. рабочих мест. Как вы понимаете, для небольшого по российским масштабам, но солидного – по европейским города это существенный вклад в экономику. С 1994 года в Дьере собирается «Ауди». Так что мы тоже можем сказать, что у нас развивается свой автокластер.

Кстати, перед нашими производителями, как и перед вашими, стоит задача локализации производства. Так, в городе Шопронкевешд начали выпускать ремни безопасности. В итоге доля венгерских материалов для производства авто в ближайшем будущем вырастет с 5 до 20%. Это создаст 700 новых рабочих мест.

Правда, мы не видим ничего зазорного в так называемой отверточной сборке. Даже если на заводе собрано, условно говоря, три крупные детали, привезенные из других стран, это все равно происходит на конкретном заводе, который построен в конкретном городе и дает ему реальные рабочие места.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook