Русификация кафеля

Импортозамещение – явление многогранное. Где-то из этого явления извлекают пользу, а у кого-то налицо подмена рапортами реальных дел. Вот и строители Петербурга подхватили это актуальное для России слово, проведя отраслевую научно-практическую конференцию. Благо для подобных мероприятий появилась замечательная площадка – Центр импортозамещения и локализации в «Ленэкспо».

Русификация кафеля  | ФОТО Yunava1/shutterstock.com

ФОТО Yunava1/shutterstock.com

«Если керамическая плитка сделана в Московской области, но на итальянском оборудовании по итальянской технологии отечественными сотрудниками из добытой в России глины, но с добавлением импортной глазури, то на сколько процентов она отечественная?» – недоумевал технический директор саморегулируемой организации «Строители Петербурга» Сергей Фролов.

В этом вопросе – суть явления. Не концепций, планов и пресс-релизов, а импортозамещения в промышленности и строительстве, как оно есть на сегодня. А куда деться, если свое станкостроение мы давно уже заместили бизнес-центрами и теперь латаем и красим советскую технику. Еще один представитель строительного сообщества рассказал, что в одном из трестов Петербурга есть два подъемных крана: один немецкий, а другой – ржевский. Первый работает, а второй чинится. Действительно, участившиеся аварии на стройплощадках – результат не только плохой работы людей, но и высокого износа оборудования.

«Радея за импортозамещение, нельзя консервировать технологическую отсталость, – напомнил слова президента России директор «Союзпетростроя» Лев Каплан. – Надо и копировать лучшие зарубежные образцы техники, и разрабатывать на их основе свои, чтобы превзойти импорт».

Чиновники, однако, философской глубины не оценили и перешли к свершениям в интересующей нас теме. «Наиболее успешно импортозамещение идет в таких отраслях, как электротранспорт, энергетика, производство стройматериалов, в них отечественная продукция занимает до 90%», – начал вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин. Возможно, он выделил электротранспорт потому, что приехал в Гавань на троллейбусе. Надеемся, российской сборки.

«Экономика знаний остается приоритетом Петербурга. Импортозамещение для нас – это еще и путь на внешние рынки. Предприятия северной столицы ориентированы не только на наш мегаполис, Ленинградскую область, Северо-Западный округ, но и дальше», – резюмировал Албин. Чиновник сообщил, что для петербургских предприятий привлекательно выглядят рынки ближайших соседей – стран Скандинавии и Балтии. «Санкции тут не помеха», – обнадежил он.

Председатель комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин определил главный аспект импортозамещения – выпуск продукции, необходимой для обеспечения безопасности страны. Сейчас, по мнению Мейксина, промышленную продукцию выгодно производить именно в России. Девальвация рубля резко повысила конкурентоспособность отечественных товаров. Но на главный вопрос так и не последовало ответа – на чем производить?

Первый заместитель председателя петербургского комитета по развитию транспортной инфраструктуры Анатолий Мишанов сообщил, что за полгода использование отечественной продукции вместо импортной помогло бюджету сэкономить 200 миллионов рублей. Например, на строительстве Пулковско-Дунайского путепровода город сэкономил 15 миллионов на замене оборудования водовода, а отечественные шумопоглощающие экраны на объездной в Красном Селе дали еще 40 миллионов рублей.

Значительную выгоду должна принести замена зарубежной продукции на ее российские аналоги при строительстве Фрунзенской линии метрополитена. СМУ-9, входящее в состав «Метростроя», налаживает выпуск эскалаторов, которые на 18% дешевле немецких. В рублях разница еще эффектнее: 528 против 704 миллионов рублей.

Одна деталь была упущена ораторами: цена собственно материалов и механизмов – лишь небольшая доля их эксплуатационных расходов. Стоимость всего жизненного цикла в России, увы, рассчитывать не принято. А ведь именно по этому параметру импортное оборудование зачастую превосходит наше.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (5553) от 28.09.2015.


Комментарии