Роботы прокатят по Невскому

В Петербурге может появиться новый вид наземного общественного транспорта - беспилотные автобусы, причем отечественного производства. Пока схожие агрегаты разъезжают по территории выставочных комплексов, студгородков, гостиниц и заводов. О том, какие сложности встретили инноваторов на улицах северной столицы и почему именно в нашем городе стоило бы запустить проект «беспилотников», корреспонденту «СПб ведомостей» рассказал гендиректор компании «Волгабас» Алексей БАКУНИН.

Роботы прокатят по Невскому  | Такими видят беспилотные автобусы российские конструкторы.<br>Иллюстрация предоставлена компанией «Волгабас»

Такими видят беспилотные автобусы российские конструкторы.
Иллюстрация предоставлена компанией «Волгабас»

- Алексей Анатольевич, когда в Петербурге может появиться этот невиданный доселе вид транспорта?

- Появление беспилотных автобусов на улицах Петербурга, равно как и других городов России, это вопрос не только времени. Помимо создания самой машины ее нужно «научить» перемещению по городским маршрутам. Но и это не самое сложное. Чтобы беспилотные автобусы начали функционировать, должна быть готова инфраструктура и, главное, законодательная база.

Разумеется, представить ситуацию, когда на дорогах страны вдруг неожиданно и одномоментно появляются автобусы с компьютерным управлением, нельзя. Поскольку в крупных городах России, и Петербург здесь не исключение, движение очень активное, испытание новых видов транспорта будет проводиться аккуратно и постепенно. Что касается инфраструктуры северной столицы, то могу точно сказать: она к появлению «беспилотников» готова. Все, что нужно такому автобусу для ориентирования на местности, в Петербурге уже есть.

- Но ведь ключевой вопрос внедрения «беспилотников» связан с ответственностью за ДТП?

- Согласен с вами. Определение вины водителя и компьютера на борту «беспилотника» должно быть в обязательном порядке четко прописано в законе. Чтобы автобус без водителя появился на городских улицах, необходимо официально признать его транспортным средством.

- Смогут ли беспилотные автобусы адаптироваться к российским дорожным условиям, которые, мягко сказать, не идеальные?

- По своей проходимости «беспилотник» вполне сравним с любым современным легковым автомобилем. Речь здесь не только об инфраструктуре, но и о взаимодействии с другими участниками движения. Именно в связи с этим и встал вопрос о необходимости введения новых дорожных знаков. Соответствующие проекты были направлены в ГИБДД еще летом этого года. Новые знаки обозначали бы начало участка, по которому движутся беспилотные транспортные средства, конец такого участка и непосредственно предупреждали бы о наличии на дороге «беспилотников».

- Петербург - северный город, все дороги с необходимой разметкой в зимний период заметает снег. Сможет ли автобус-робот работать в таких условиях?

- Безусловно, ведь беспилотный автобус использует информацию с нескольких камер и ориентируется не только по дорожной разметке. Что касается комфортного климата в салоне, то он будет обеспечен при любых погодных условиях.

- В чем же тогда преимущества «транспорта без водителя»?

- Автобус-робот разработан по принципу электромобиля, его управление осуществляется при помощи специального программного обеспечения, которое умеет анализировать дорожную обстановку в режиме реального времени.

Главное преимущество беспилотного транспорта, как это ни странно, полное исключение человеческого фактора из процесса управления. С одной стороны, многим страшно садиться в автобус, который, на первый взгляд, не контролируется водителем. С другой - по статистике, около 70% ДТП происходит именно из-за ошибок водителей. Соответственно, машина, которая управляется компьютером, в этом смысле намного безопаснее. Уже сейчас такие машины выходят на линии в Греции, Голландии, Швейцарии, Китае.

- Многие не могут понять, как даже самый умный компьютер сможет ориентироваться в запутанных улицах большого города?

- «Беспилотник», разработанный российскими инженерами, оборудован компьютером с самообучаемым программным обеспечением. Понятно, что первые рейсы по новому маршруту он совершает вместе с оператором, который полностью контролирует и налаживает его функции. Но после «обучения» машина идеально овладеет всеми нюансами, которые могут возникнуть на пути следования из точки А в точку Б. Она учитывает и дорожную ситуацию, и особенности полотна, и развязки. Машина знает все Правила дорожного движения и строго следит за их соблюдением.

Компьютерный центр, управляющий автобусом-«беспилотником», никогда не совершит ошибку, которую может допустить живой человек. Наконец, если вдруг «беспилотник» ломается, он сам «знает», что в его механизме вышло из строя. Благодаря специальной системе он оперативно сообщает, что нужно привести в порядок, и это значительно сокращает период простоя из-за ремонтных работ.

- Какова средняя себестоимость производства беспилотного транспорта и его эксплуатации?

- Пока точных расчетов нет, но уже сейчас можно предположить, что в конечном итоге он будет стоить дешевле привычных маршрутных транспортных средств малого класса. Что касается примерной стоимости опытных образцов, то один предсерийный образец стоит около 10 миллионов рублей. Важно, что практически все основные модули автобуса (подвеска, аккумуляторы) российского производства, а электромотор и вовсе придуман на «Волгабасе». Программное обеспечение разрабатывали специалисты «Сколково».

Для сравнения: «беспилотник» на основе западных комплектующих и ПО обошелся бы в 20 - 30 миллионов рублей. Что касается эксплуатации, то стоимость ежедневной заправки традиционного дизельного автобуса составляет около 5 тысяч рублей, газомоторного - 1,5 - 2 тысячи, в то время как для электробуса эти затраты составят всего 200 - 300 рублей.

- И все-таки каково соотношение импортных и отечественных материалов в производстве такого транспорта?

- Оборудование новой машины является на 60% отечественным. При производстве всей нашей продукции, и «беспилотники» здесь не исключение, компания традиционно делает ставку на три вещи - инновации, нетрадиционные виды топлива и импортозамещение.

Чтобы со временем полностью отказаться от использования импортных комплектующих, мы сейчас строим первый в России роботизированный завод в Собинском районе Владимирской области, который станет одним из крупнейших предприятий по производству автобусов в Европе. Надеемся, что, как только завод начнет функционировать на полную мощность, мы сможем полностью отказаться от использования каких бы то ни было импортных составляющих. За счет этого будет значительно снижена себестоимость всей нашей продукции.

Специалисты уже занимаются разработкой кузова из композитных материалов. Также мы активно используем в процессе двигатели, работающие с альтернативными источниками энергии (электричество, газомоторное топливо, гибридные силовые установки).

МЕЖДУ ТЕМ

В 2016 г. «Волгабас» поставит в Петербург 60 газомоторных автобусов для «Пассажиравтотранса».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (5849) от 12.12.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В Петербурге финансовые кооператоры выступили против «пирамид»
24 Июля 2018

В Петербурге финансовые кооператоры выступили против «пирамид»

На Седьмом форуме кредитной кооперации его участники объяснили гражданам, что у кредитной кооперации есть будущее, но и ухо надо держать востро.

Дмитрий Осипов: «89% земельных участков в Петербурге оформлены в соответствии с законом»
23 Апреля 2018

Дмитрий Осипов: «89% земельных участков в Петербурге оформлены в соответствии с законом»

Директор филиала Кадастровой палаты Росреестра по Петербургу рассказал, с какими трудностями горожане могут столкнуться при постановке земельного участка на учет.

Петербург ищет выход к океану
03 Июля 2017

Петербург ищет выход к океану

Через совместный с геологами Поморья поиск алмазов и золота

Грядущее в черно-зеленых тонах
28 Июня 2017

Грядущее в черно-зеленых тонах

Извилистыми путями идут наши недропользователи к новым месторождениям. Там, куда протоптаны дороги, уже нечего «брать». А освоение бескрайних просторов тундры и тайги встанет в копеечку.

Завод, который спас отрасль
07 Июня 2017

Завод, который спас отрасль

C участием петербургских специалистов собирают корпус самого мощного в мире реактора на быстрых нейтронах

«Эмжековец» - это звучит гордо!
12 Мая 2017

«Эмжековец» - это звучит гордо!

с высокой трибуны Законодательного собрания Санкт-Петербурга прозвучала идея вернуть к жизни еще одно детище Михаила Горбачева - МЖК.

Игрушки, от которых не отстать
10 Мая 2017

Игрушки, от которых не отстать

Блоки венгерского математика Золтана Дьенеша и палочки бельгийского учителя Джорджа Кюизенера в ХХ веке стали первыми развивающими играми.

 В программе не значатся
28 Апреля 2017

В программе не значатся

Переправа через пути жизненно необходима: так Красносельский район получит второй выезд на Кольцевую автодорогу.

Разведка вышла на Клондайк
26 Апреля 2017

Разведка вышла на Клондайк

С вводом в строй отечественных нефте- и газодобывающих платформ недропользователи оценили близкие и дальние перспективы освоения северо-западной части российского арктического шельфа.