Главная городская газета

Роботы прокатят по Невскому

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

Банк «Воронеж» запутался в схеме

Приказом Банка России от 15 июня 2018 года отозвана лицензия АО «Банк «Воронеж». Он зарегистрирован в одноименном городе, но пострадают и клиенты в Северной столице. Читать полностью

Цивилизация в Рощино пришла с мундиалем

Как чемпионат мира по футболу изменил жизнь отдельно взятого поселка. Читать полностью

Лизинг — уголок либерального рынка

Объем лизингового бизнеса в России вырос почти в полтора раза в прошлом году по сравнению с 2016-м и достиг рекордных 1,1 трлн рублей. Почему «аренда с выкупом пользуется такой популярностью? Читать полностью

Петербургский Фестиваль стартапов становится всероссийским

В Петербурге во второй раз стартовал Фестиваль перспективных проектов (стартапов), к которому подключились регионы Северо-Запада. Похоже, что данное петербургское изобретение, призванное помочь начинающим представителям малого бизнеса, становится федеральным проектом. Читать полностью

По-отечески не вышло: бизнесмен хотел «избавиться» от лишней недвижимости с помощью сына

Основатель «Петротреста» не смог разобраться с ценными бумагами родственников. Читать полностью

Неделя на биржах: Турецкий гамбит и подорожание меди

Индекс РТС начал минувшую продленную торговую неделю на уровне 1166,5 пункта, а закончил ее на отметке 1149,3 пункта. Недельный максимум (1186,6 пункта) пришелся на четверг, а минимум (1141,7 пункта) - на пятницу. Читать полностью
Роботы прокатят по Невскому  | Такими видят беспилотные автобусы российские конструкторы.<br>Иллюстрация предоставлена компанией «Волгабас»

Такими видят беспилотные автобусы российские конструкторы.
Иллюстрация предоставлена компанией «Волгабас»

В Петербурге может появиться новый вид наземного общественного транспорта - беспилотные автобусы, причем отечественного производства. Пока схожие агрегаты разъезжают по территории выставочных комплексов, студгородков, гостиниц и заводов. О том, какие сложности встретили инноваторов на улицах северной столицы и почему именно в нашем городе стоило бы запустить проект «беспилотников», корреспонденту «СПб ведомостей» рассказал гендиректор компании «Волгабас» Алексей БАКУНИН.

- Алексей Анатольевич, когда в Петербурге может появиться этот невиданный доселе вид транспорта?

- Появление беспилотных автобусов на улицах Петербурга, равно как и других городов России, это вопрос не только времени. Помимо создания самой машины ее нужно «научить» перемещению по городским маршрутам. Но и это не самое сложное. Чтобы беспилотные автобусы начали функционировать, должна быть готова инфраструктура и, главное, законодательная база.

Разумеется, представить ситуацию, когда на дорогах страны вдруг неожиданно и одномоментно появляются автобусы с компьютерным управлением, нельзя. Поскольку в крупных городах России, и Петербург здесь не исключение, движение очень активное, испытание новых видов транспорта будет проводиться аккуратно и постепенно. Что касается инфраструктуры северной столицы, то могу точно сказать: она к появлению «беспилотников» готова. Все, что нужно такому автобусу для ориентирования на местности, в Петербурге уже есть.

- Но ведь ключевой вопрос внедрения «беспилотников» связан с ответственностью за ДТП?

- Согласен с вами. Определение вины водителя и компьютера на борту «беспилотника» должно быть в обязательном порядке четко прописано в законе. Чтобы автобус без водителя появился на городских улицах, необходимо официально признать его транспортным средством.

- Смогут ли беспилотные автобусы адаптироваться к российским дорожным условиям, которые, мягко сказать, не идеальные?

- По своей проходимости «беспилотник» вполне сравним с любым современным легковым автомобилем. Речь здесь не только об инфраструктуре, но и о взаимодействии с другими участниками движения. Именно в связи с этим и встал вопрос о необходимости введения новых дорожных знаков. Соответствующие проекты были направлены в ГИБДД еще летом этого года. Новые знаки обозначали бы начало участка, по которому движутся беспилотные транспортные средства, конец такого участка и непосредственно предупреждали бы о наличии на дороге «беспилотников».

- Петербург - северный город, все дороги с необходимой разметкой в зимний период заметает снег. Сможет ли автобус-робот работать в таких условиях?

- Безусловно, ведь беспилотный автобус использует информацию с нескольких камер и ориентируется не только по дорожной разметке. Что касается комфортного климата в салоне, то он будет обеспечен при любых погодных условиях.

- В чем же тогда преимущества «транспорта без водителя»?

- Автобус-робот разработан по принципу электромобиля, его управление осуществляется при помощи специального программного обеспечения, которое умеет анализировать дорожную обстановку в режиме реального времени.

Главное преимущество беспилотного транспорта, как это ни странно, полное исключение человеческого фактора из процесса управления. С одной стороны, многим страшно садиться в автобус, который, на первый взгляд, не контролируется водителем. С другой - по статистике, около 70% ДТП происходит именно из-за ошибок водителей. Соответственно, машина, которая управляется компьютером, в этом смысле намного безопаснее. Уже сейчас такие машины выходят на линии в Греции, Голландии, Швейцарии, Китае.

- Многие не могут понять, как даже самый умный компьютер сможет ориентироваться в запутанных улицах большого города?

- «Беспилотник», разработанный российскими инженерами, оборудован компьютером с самообучаемым программным обеспечением. Понятно, что первые рейсы по новому маршруту он совершает вместе с оператором, который полностью контролирует и налаживает его функции. Но после «обучения» машина идеально овладеет всеми нюансами, которые могут возникнуть на пути следования из точки А в точку Б. Она учитывает и дорожную ситуацию, и особенности полотна, и развязки. Машина знает все Правила дорожного движения и строго следит за их соблюдением.

Компьютерный центр, управляющий автобусом-«беспилотником», никогда не совершит ошибку, которую может допустить живой человек. Наконец, если вдруг «беспилотник» ломается, он сам «знает», что в его механизме вышло из строя. Благодаря специальной системе он оперативно сообщает, что нужно привести в порядок, и это значительно сокращает период простоя из-за ремонтных работ.

- Какова средняя себестоимость производства беспилотного транспорта и его эксплуатации?

- Пока точных расчетов нет, но уже сейчас можно предположить, что в конечном итоге он будет стоить дешевле привычных маршрутных транспортных средств малого класса. Что касается примерной стоимости опытных образцов, то один предсерийный образец стоит около 10 миллионов рублей. Важно, что практически все основные модули автобуса (подвеска, аккумуляторы) российского производства, а электромотор и вовсе придуман на «Волгабасе». Программное обеспечение разрабатывали специалисты «Сколково».

Для сравнения: «беспилотник» на основе западных комплектующих и ПО обошелся бы в 20 - 30 миллионов рублей. Что касается эксплуатации, то стоимость ежедневной заправки традиционного дизельного автобуса составляет около 5 тысяч рублей, газомоторного - 1,5 - 2 тысячи, в то время как для электробуса эти затраты составят всего 200 - 300 рублей.

- И все-таки каково соотношение импортных и отечественных материалов в производстве такого транспорта?

- Оборудование новой машины является на 60% отечественным. При производстве всей нашей продукции, и «беспилотники» здесь не исключение, компания традиционно делает ставку на три вещи - инновации, нетрадиционные виды топлива и импортозамещение.

Чтобы со временем полностью отказаться от использования импортных комплектующих, мы сейчас строим первый в России роботизированный завод в Собинском районе Владимирской области, который станет одним из крупнейших предприятий по производству автобусов в Европе. Надеемся, что, как только завод начнет функционировать на полную мощность, мы сможем полностью отказаться от использования каких бы то ни было импортных составляющих. За счет этого будет значительно снижена себестоимость всей нашей продукции.

Специалисты уже занимаются разработкой кузова из композитных материалов. Также мы активно используем в процессе двигатели, работающие с альтернативными источниками энергии (электричество, газомоторное топливо, гибридные силовые установки).

МЕЖДУ ТЕМ

В 2016 г. «Волгабас» поставит в Петербург 60 газомоторных автобусов для «Пассажиравтотранса».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook