Резиновые мегаполисы

Пока строителей Петербурга и Ленобласти пугают кризисом перепроизводства, они ставят очередные рекорды. По данным Петростата, в январе - июне 2017-го в северной столице возведено 1,6 млн квадратных метров жилья, в 47-м регионе - 1,5 миллиона «квадратов». Петербургские девелоперы превзошли прошлогодние показатели за I полугодие на 28,6%, областные - на 10%. Если что и падает, так это ввод индивидуальных домов. В городе этот сегмент в I квартале текущего года «ужался» на 34,2% (по метражу), в области - на 27,2%.

Резиновые мегаполисы | Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Уральские кренделя

Как бы ни пугали строителей, они продолжают снимать сливки с внутренних миграционных потоков, формирующих около трети рынка новостроек Петербурга и Ленобласти. Положительная динамика ввода квартир (большая часть из которых реально продается) подтверждает испытанный временем тезис о переезде всей России в столичные города.

Альтернативу этому явлению не раз пытались найти российские и зарубежные урбанисты. Как вариант - поддержка областных центров и городов-миллионников, не считая столиц. Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург, Омск, Новосибирск и другие крупные региональные центры активно развиваются в последние годы, но отток населения даже из этих городов растет.

Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к опыту Екатеринбурга, который считают едва ли не самым перспективным миллионником страны. Читательской аудитории бывший Свердловск известен многочисленными инициативами, исходящими от властей уральской столицы. Например, придать Екатеринбургу статус города федерального подчинения, как у Петербурга, Москвы и Севастополя. То есть сделать из городского округа (муниципалитета) субъект Федерации.

В последнее время об этой идее изрядно подзабыли, однако ее наверняка используют во время выборов в Свердловской области. Как и во многих других регионах, на Урале вновь обострится противостояние между областным центром и субъектом Федерации.

Оставим политику за скобками, обратимся к экономической подоплеке означенного процесса. Екатеринбург дает 2/3 валового регионального продукта Свердловской области, однако в сложившейся системе распределения полномочий этот город-миллионник не может самостоятельно осуществлять даже градостроительную политику - этим ведают областные власти. Большая часть налогов также идет в областную казну, откуда деньги перераспределяются муниципалитетам.

В Екатеринбурге тоже есть метро - одно из самых молодых в России (открыто в 1991 году). Однако у мегаполиса нет собственных денег на его развитие. Чтобы к 300-летию столицы Урала (к 2023 году) ввести в строй вторую ветку подземки ценой 75 млрд рублей (почти как годовой бюджет миллионника), власти Екатеринбурга обратились за помощью к концессионерам. Их услуги, как и в случае с Западным скоростным диаметром в Петербурге, оплатят пользователи. В бывшем Свердловске это будут пассажиры метро.

Из-за бюрократических накладок и проволочек стоимость новостроек в Екатеринбурге растет. В городе-миллионнике давно пора модернизировать дорожную сеть, но деньги на это область дает неохотно. Стоит ли говорить, что все эти факторы - отличный стимул к поиску хорошей жизни на новом месте, в Москве или Петербурге.

Дальний Восток - дело тонкое

По оценкам Петростата, наибольшее число переехавших в северную столицу составили жители Сибири и Дальнего Востока. Из 50 тысяч «новых петербуржцев» (на этом уровне годовой миграционный приток в наш город держался в 2014 - 2016 гг.) 12,6 тысячи человек прибыли из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. На втором месте - прибывшие из Поволжья (10,1 тыс. человек) и только на третьем - СЗФО (9,8 тыс. человек).

Значительная часть новых жителей северной столицы переехали из небольших областных центров, которые де-факто перестали развиваться. В том смысле что там не строится новых предприятий, а основным работодателем становится государство. Таких примеров много и на Северо-Западе - в Архангельске в одночасье закрылся Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат, обеспечивавший работой целый район.

Впрочем, это не помешало Архангельской области в январе - мае 2017 года нарастить выпуск промышленной продукции на 10% по сравнению с первыми пятью месяцами 2016-го. Второй регион СЗФО, где индустрия уверенно растет, - Мурманская область (плюс 16,6%). Остальные довольствуются прошлогодним уровнем.

Неудивительно, что это сказывается и на зарплатах. Если в Петербурге средняя начисленная в апреле зарплата составила 53,3 тыс. рублей, то в Новгородской области - 28 тыс. рублей, в Псковской - 23 тыс. рублей. Для многих жителей несырьевых регионов СЗФО единственно возможный способ повысить доходы и качество жизни - уехать в Петербург. Москва богаче, но осилить столичную недвижимость вологжанам и новгородцам не по плечу. Покупка жилья в северной столице реальнее.

Рост внутренней миграции во многом стимулирует расцвет рынка новостроек «первого выбора» - студий и небольших однокомнатных квартир. В петербургской квартирографии таких объектов едва ли не половина.

О вреде похудания

По оценкам Росстата, урбанизация в ближайшие лет двадцать будет только расти. Например, в Москве в 2036 году будут жить 13,4 млн человек, в Московской области - 8,6 миллиона. То есть на 15 - 20% больше, чем сейчас.

Численность населения СЗФО почти не вырастет, зато в Петербурге в 2036-м будут проживать уже 6,1 млн человек, в Ленобласти - почти 2 миллиона. При этом «похудеют» республики Карелия, Коми, а также Архангельская, Мурманская и Вологодская области. Нефтегазоносный Ненецкий автономный округ приманит своими богатствами дополнительные 2 тысячи жителей.

Так что нам придется привыкать к росту мегаполиса и стать свидетелями исторического явления - превращения деревень, окружающих Петербург, в густонаселенные города с домами по 20 этажей. Когда-нибудь вырастет и город Южный, а Всеволожск обзаведется собственной агломерацией, которая вплотную примкнет к северной столице. Наши доблестные строители - без всяких вопросов - обеспечат всех жильем. Главное, чтобы темпы миграционного притока хоть как-то совпадали с динамикой развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Но это, как говорится, тема уже совсем другого разговора.

#Ленобласть #строительство

Комментарии