Рецепт успеха от Кензо Такада

Историки утверждают, что в начале XIX века Петербург уже был признанной столицей моды - после Парижа, разумеется. В городе на Неве было много салонов и модных домов, выпускались специализированные модные журналы. Легенда о том, как наш город не успел перещеголять Париж, давно бы канула в Лету, если бы ее не «оживили» петербургские власти. Ведь как красиво звучит: мировая столица моды! Нашелся и прекрасный повод возродить традицию - в Петербург приехал один из самых известных кутюрье планеты революционер модной индустрии господин Кензо Такада. Человек-бренд (хотя одноименную торговую марку он давно продал) активно включился в обсуждение острой для чиновников темы.

Рецепт успеха от Кензо Такада | ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО

ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО

Человек-бренд

«Идет! Идет!» - разнесся по залу шепот - и тут же утонул в шквале аплодисментов. В зале появился он - легендарный французский модельер и парфюмер японского происхождения, автор модной революции безумных 1970-х - господин Кензо Такада. Мягкие, изящные движения, обаятельная улыбка, экстравагантная седая прядь... Даже не верится, что этому красивому, энергичному и жизнерадостному человеку уже 78 лет. И вероятнее всего, секрет его молодости в свободе, которую он создавал и за которую боролся всю свою творческую жизнь.

Это Кензо Такада ввел в индустрию женской моды орнамент из мелких цветов, шотландку в сочетании с тканью в полоску, длинный широкий пиджак и короткий пиджак с короткими и широкими брюками. Мэтр мировой моды пропагандировал шорты до колена, мини-пальто, свободные платья-свитеры, огромные береты и рукава кимоно («летучая мышь»). Да, кстати, и плиссировка, сводившая с ума модниц 1980-х, тоже его рук дело.

Он родился в далеком 1939 году в доме владельца чайного домика на окраине небольшой китайской деревушки. Будучи пятым ребенком в семье, он с самого детства увлекался созданием нарядов, а первыми его моделями были куклы сестры. В Токио, где в качестве подмастерья маляра Кензо зарабатывал на учебу в старейшей японской школе модельеров, он стал первым учеником мужского пола. До этого туда брали только девушек. Но все-таки его главной мечтой был Париж, куда он и отправился в 1965 году. В те времена в Японии считалось, что успешную карьеру модельера можно сделать только в этом городе.

Чувствуется, что самые сложные первые полгода, проведенные во французской столице без знания французского языка, работы и денег, Такада вспоминать не хочет. Но даже несмотря на плачевное положение, он регулярно посещал показы - Кардена, Диора, Шанель, вдохновившись которыми спешил сочинять свои эскизы в холодную комнатушку на Монмартре. А потом произошло то, что изменило жизнь Кензо кардинальным образом.

«Благодаря счастливым обстоятельствам я показал свои работы в Доме высокой моды Луи Ферро, которого сегодня уже не существует, и они купили пять моих эскизов, - вспоминает Такада. - Тогда же я нашел на последней странице журнала ELLE адрес редакции и принес туда свои рисунки. Директор отдела моды принял меня и подсказал, кого из кутюрье того времени эти эскизы могли бы заинтересовать. Я обошел все места, которые он мне дал. И уже через два месяца у меня были работа и жилье. Больше четырех лет я работал на различные модные дома, зарабатывая на жизнь и на воплощение своей мечты. И каждый раз, когда я кого-то из своих знакомых спрашивал: «Может ли чего-то добиться обычный парень из Японии в парижской моде?» — я слышал категоричный ответ: «Конечно, нет. Ни в коем случае!». Да я и сам никогда не видел себя великим кутюрье. Просто этот мир меня заворожил и не отпускал».

Стиль богатых хиппи

В 1970-х у Такада появились деньги, и он смог открыть небольшой магазин, в котором и состоялся его первый показ. Именно тогда Кензо задумался о том, чем он отличается от остальных кутюрье. В конце своих раздумий японец, досконально знающий культуру, обычаи и нравы родины, решил рассказать о ней в Париже. Он поехал в Японию, накупил не очень дорогих японских тканей и старых кимоно, ткань которых также задействовал для создания своей первой коллекции. Использовал модельер и свободный крой кимоно, отказавшись от застежек (молний и пуговиц), от облегающего кроя и вытачек.

Традиционная для японских нарядов яркая цветовая гамма, насыщенная цветочными мотивами, удачно вписалась в популярный тогда культ цветов. Так родился стиль Кензо - стиль «богатых хиппи». Но самое главное, что сделал Такада, - он вывел моду с подиумов на улицу к простым людям. До него прет-а-порте (от фр. «готовое к носке») - модели готовой одежды массового производство в отличие от высокой моды, которая выпускается в единственном экземпляре, не принято было считать искусством.

«Я очень хорошо помню, как в 1974 году Синдикат высокой моды Парижа предъявил мне и моим единомышленникам, представителям около десяти модных домов, претензию «как вы можете смешивать высокую моду с повседневной», - рассказывает господин Такада. - Но мы не сдались и в течение нескольких дней проводили объединенный показ своих коллекций. Позже на эти показы было разрешено приезжать дизайнерам из других стран. Таким образом родился формат «неделя моды» в том виде, который мы знаем сегодня. Так произошло рождение модной индустрии».

Мода приходит с улицы

По словам Кензо, он счастлив, что сегодня каждый человек может себе позволить приобретать и носить модные вещи. «Сейчас мода живет на улице. Люди одеваются не для моды, а для себя. Это огромный прорыв, - считает он. - Раньше на модный показ попасть было практически невозможно. Существовало понятие «тайна новой коллекции», которая раскрывалась только спустя три месяца после дефиле. Сейчас тайны нет, и показы новых коллекций можно увидеть в Интернете в прямом эфире».

В настоящее время легендарный бренд Kenzo и его создатель живут отдельно друг от друга. В начале 1990-х Такада продал свое детище и сосредоточился на живописи, посвящая работы теме костюмов театра «Но» (один из самых древних в Японии видов драматического искусства), и путешествиях, одно из которых и привело его в северную столицу.

Формулу успеха Кензо Такада мечтают узнать не только дизайнеры и модельеры, но она оказалась очень простой и понятной: чтобы добиться успеха, нужно вопреки всему стремиться не только выжить, но и состояться.

Теплый прием

Но не только молодым петербургским дизайнерам нужны были советы прославленного мастера. Не случайно Кензо Такада в аэропорту встретили губернатор Петербурга Георгий Полтавченко и заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов. В теплой компании маэстро отправился на модный гала-показ с участием лучших дизайнеров и представителей производителей одежды и аксессуаров из Петербурга и Москвы.

«На петербургском подиуме я увидел разнообразие и огромную работу с кроем, - отметил господин Такада. - Часто показы демонстрируют сумасшедшее творчество, которое не может быть воплощено в обычной жизни. Петербургские коллекции - это тот редкий случай, когда вещи имеют шанс иметь повседневную жизнь. На эти вещи хочется не только смотреть, их хочется купить и ходить в них».

«Будем надеяться, что официальные заявления чиновников о том, что Петербург станет столицей моды, не останутся громкими пустыми словами, - говорит известный питерский дизайнер Татьяна Котегова. - Ведь даже неспециалистам понятно, что за этими обещаниями прежде всего должны последовать огромные усилия и серьезная работа по возрождению всей легкой промышленности. До тех пор пока мы закупаем ткани, фурнитуру и даже пуговицы за границей, ни о какой моде не может быть и речи».

Котегова входит в узкий круг петербургских дизайнеров, у которых «все ОК» - у их коллекций есть своя аудитория. Нет только одного - дома моды, где могли бы демонстрироваться новые коллекции одежды. Но проблема эта, как выяснилось, решаема. Председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга Эльгиз Качаев пообещал, что в ближайшей перспективе вопрос с петербургским домом моды будет решен. Кроме того, уже в следующем году в городе начнут работать два специализированных бизнес-инкубатора: в Гостином дворе и «Красном треугольнике».

«Мы впервые помогли нашим дизайнерам съездить на выставку Who,s Next в Париже. Вполне возможно, что в сентябре следующего года эта парижская выставка будет проходить под эгидой Петербурга, - сказал Качаев. - Кроме того, мы тщательно изучили французскую программу государственной поддержки отрасли и взяли ее в качестве примера. Это очень серьезный и многогранный проект, объединяющий деятельность не только нашей структуры, но и комитетов по культуре, инвестициям, промышленности и туризму. Также мы намерены расширять свое присутствие в Италии и других европейских странах. Мы очень благодарны господину Кензо Такада за то, что он поддержал и благословил наш революционный проект, и надеемся на дальнейшее сотрудничество».

Притяжение Парижа

И все-таки чего же не хватает Петербургу, чтобы считаться одной из мировых столиц моды? Вроде бы все есть: мастера, обещание открыть дома моды и даже городская программа «Санкт-Петербург - центр легкой промышленности и индустрии моды».

Но даже неспециалистам понятно, что одного творческого потенциала и разовых выездов чиновников с особо приближенными к ним дизайнерами во Францию вряд ли хватит. И Париж уже не тот, и покупательская способность петербуржцев несколько ниже, чем у обитателей Монпарнаса.

Во-первых, хотелось бы узнать, в каком виде сейчас находится проект кластера легпрома - по аналогии с автопромом. Идея витает давно, под «модный» кластер городские власти собирались отдать пустующие цеха на Выборгской стороне.

Второй вопрос собственно к самим кутюрье. Почему они уповают на открытие некоего дома моды (здравствуйте, 1980-е), в то время как львиная доля покупателей платьев и пальто «петербургской выделки» давно сидят в Интернете и в центр города выбираются раз в квартал? Увы, качество наших интернет-магазинов, сервисы по доставке товаров еще далеки от идеала. Но это, конечно, вопрос решаемый.

Третий вопрос - сырье. В Петербурге не развивается должным образом ткацкое производство. Говорят, дорого - дешевле заказать в Иванове или Киргизии. Или в Китае. На поверку выходит, что это не лучший вариант. Помнится, как одна петербургская фирма пыталась возродить льноткачество в Вологде и Красавине. Все факторы были за: дешевая рабочая сила и сырье, традиции, поддержка тогдашнего руководства области. Но дело не пошло...

Четвертая проблема - отсутствие серийного выпуска фурнитуры в Петербурге и Ленобласти. Есть, конечно, малые предприятия, делающие интересные пуговицы из бронзы, но идут они по цене как ювелирные изделия. Ручной труд, авторский взгляд... Но легпрому, рассчитанному на серийный выпуск одежды, нужен недорогой и массовый товар.

Без этого полноценной столицей моды Петербургу не быть. Не появятся из ниоткуда дизайнеры, которые вдруг прозреют и начнут на голом энтузиазме отшивать коллекции для широкого потребителя. Какие бы громкие слова ни звучали из уст официальных лиц, надо признать: до столицы моды Петербургу, даже если он воспользуется формулой успеха от Такада, еще «выживать и выживать».

#Кензо Такада #столица моды #дизайн

Комментарии