Ребусы на упаковке

В последнее время поход в магазин превращается в запутанный квест, где надо не только найти качественный продукт по адекватной цене, но и суметь разгадать маркетинговые шифровки, которыми пестрит упаковка товаров, водя за нос потребителя.

Ребусы на упаковке | Раньше упаковка конфет была скромнее, зато натуральных ингредиентов в рецептуре наблюдалось больше. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Раньше упаковка конфет была скромнее, зато натуральных ингредиентов в рецептуре наблюдалось больше. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Плохая компания

Первыми путать покупателей начали производители молочных продуктов и соков, потом к ним присоединились производители сахара и круп. Сначала покупатели не заметили, что упаковки молока и сахара, продаваемые по старой цене, существенно потеряли в весе. А потом... привыкли. И то, что классический килограммовый пакет сахара сегодня может весить и 900, и 800 граммов, никого не удивляет, даже если они продаются по одной цене. Не надо забывать: масса нетто продукта на самом деле меньше заявленного на пачке, ведь в массе брутто учитывается около 100 граммов веса самой упаковки.

Визуально весовые метаморфозы практически не заметны, так как объем очень легко маскируется. К примеру, объем сметаны уменьшают за счет вогнутого донышка баночки, в которую она расфасована. А бутылочку шампуня стараются делать высокой и плоской, с более широкой передней частью, что зрительно увеличивает общий объем тары. Естественно, что, зная всю эту маркетинговую математику, читать на упаковке рекламные надписи «25% бесплатно» даже смешно.

Минус пельмень

Сегодня даже упаковочное оборудование придумывают и заказывают... маркетологи, подгоняя в технических заданиях стандартные машины под свои идеи по увеличению продаж.

«Стандартное упаковочное оборудование уже никто не покупает, – подтверждает вице-президент ГК «Туарас-Феникс» Анатолий Петров. – Одним нужна трехгранная крышечка для молочной бутылки, потому что она привлекает потребителя, как удобная инновация, другим – пакеты для сахара не с «подушкой», а с плоским дном, чтобы они красиво стояли на полке. Но самая распространенная просьба заказчиков – сделать оборудование, позволяющее экономить. В пользу производителя, конечно».

Самый показательный пример такой экономии – современное оборудование для упаковки пельменей. А именно – система взвешивания на таком оборудовании всегда запрограммирована по принципу «минус пельмень» (ни в коем случае не «плюс пельмень»). То есть при формировании порции пельменей дозатор «вычитает» из нее один пельмень в свою пользу. В результате в конце смены благодаря грамотно настроенному оборудованию производитель получит тонну неучтенных яств. Выгода потребителя в данном случае никого не интересует. Главное, чтобы он купил. Но здесь к делу подключаются дизайнеры и художники, ведь основным драйвером продаж того или иного продукта служит картинка на упаковке.

Как раньше, не проходит

Сильнее всего конкуренция картинок на «конфетной поляне». Россияне, по традиции, при покупке конфет выбирают дорого оформленную коробку. В последнее время традиции не срабатывают: конфеты это все-таки продукт питания, а не сувенир.

Современная маркетинговая тенденция – чем внушительнее размер коробки и чем больше в названии «золотых» букв, тем дороже конфеты. При этом в большинстве случаев размер и супердизайн коробки прямо пропорциональны качеству самих конфет и их весу. Не редки случаи, когда две коробки конфет весят одинаково. Только вот в одной из них действительно много конфет, а в другой – несколько штук, зато каждая из них имеет дополнительную макулатуру в виде индивидуальной гофрированной подложки с золотыми вензельками. Анализируя конфетный рынок, эксперты утверждают, что намного выгоднее приобретать весовые конфеты.

Популярная маркетинговая тема – эксплуатация патриотизма и ассоциаций с СССР. Это и ностальгические надписи на упаковке «как раньше», и картонные молочные пирамидки, и металлические банки для сгущенного молока. На самом же деле «как раньше» оказывается «как всегда». Молочные пирамидки (очень дорогие в производстве) наполняются некачественным молоком, чтобы сбалансировать цену на полке. При этом современная технология выпуска полимерной тары позволяет упаковывать и сохранять продукты куда лучше жестяной банки. И будет при этом стоить дешевле. Отсюда вывод: выбирая продукт, надо здраво оценивать ситуацию, внимательно читать состав и пытаться разгадывать квесты маркетологов.

Оливковая иллюзия

Еще одна распространенная маркетинговая уловка связана с оливковым майонезом. Конечно, есть добросовестные производители, которые честно добавляют в свой майонез немного (5 – 10%) оливкового масла, чтобы оправдать название. Но в большинстве случаев сочные оливки присутствуют в майонезе только в качестве яркой картинки на упаковке.

Дело в том, что в современном отечественном производстве майонеза используют преимущественно подсолнечное масло. Производство майонеза на основе оливкового масла в промышленных масштабах нецелесообразно не только из экономических соображений, но и с технологической точки зрения. Оливковое масло при охлаждении застывает, что не лучшим образом влияет на консистенцию майонеза, особенно в процессе транспортировки продукта от производителя к потребителю и его хранения. Майонез на основе оливкового масла выглядел бы не однородной массой, а эдакой расслоенной эмульсией.

Аналогичная ситуация с майонезом «на перепелиных яйцах». Наличие яиц никак не влияет на его пищевую ценность, вкус и полезность соуса. Все яйца очень близки по составу. То, что в перепелиных больше фосфора, железа и калия, на пищевой ценности майонеза уж точно не отражается. А в то, что производители будут работать себе в убыток, используя дорогие перепелиные яйца, верится с трудом.

Штирлицу и не снилось

Сегодня поход в супермаркет требует от нас не только четкого понимания, что мы хотим купить, но и дотошности шпиона вкупе с внимательностью эксперта. Потому что кроме известных ингредиентов в составе многих продуктов можно прочитать (зачастую только с помощью лупы) много непонятных слов, обозначающих добавки, красители и усилители вкуса.

«Потребителям надо постоянно повышать свои знания, – рекомендует профессор кафедры гигиены питания Северо-Западного медицинского университета имени И. И. Мечникова Виктор Закревский. – Прежде чем положить продукт в корзину, стоит обязательно изучить информацию на этикетке. И если в ингредиентном списке вы столкнулись с каким-то непонятным термином, не поленитесь найти его значение в Интернете».

Раскроем секреты некоторых слов. Фальсификат часто маскируют под натуральный продукт, меняя пару-тройку букв. Так возникают «творожок» вместо творога, «сметанка» или «сметанушка» вместо сметаны. В этих случаях производитель не претендует на то, что это настоящие творог или сметана. Соответственно, в составе таких продуктов совершенно законно могут присутствовать растительные жиры и прочие добавки.

Еще один характерный подлог современной упаковки – это пакеты, которые все чаще рвутся в руках покупателей, иногда у самой кассы. Дело в том, что пакеты, которые предлагаются нам в супермаркетах, изготовлены не из полноценного полиэтилена, который во времена СССР можно было стирать и выдавать детям в качестве тары для сменки. Современные хлипкие пакеты сделаны из ПНД (полиэтилена низкого давления), у которого очень низкая прочностная структура. При этом реальная стоимость пакетика, который мы покупаем на кассе за 1,50 – всего... 16 копеек. А 4-рублевая полиэтиленовая тара изначально стоит 57 копеек.

...Пока я дописывала этот текст, моя скучающая собака стащила и размотала по комнате рулон туалетной бумаги, длина которого оказалась меньше указанной на упаковке на пять сантиметров.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (5708) от 25.05.2016.


Комментарии