Главная городская газета

Разворот на встречку

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

«Слоеный НДС» или два процента с сюрпризом

Правительство России приняло решение увеличить налог с 18 до 20%. Чем же это обернется для потребителей? Читать полностью

Как рождаются «Лидер» и гиганты

Крыловский научный центр испытывает ледоколы будущего. За процессом наблюдал автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Строка в работу: в Петербурге появится гимн промышленности

В промышленной сфере Петербурга немало интересных новостей. В двух словах о насущном - в нашем материале. Читать полностью

Гостевым «скворечникам» быть

Компания, которая, предположительно, может быть связана с бывшим вице-губернатором, получит 8,7 га земли в Курортном районе за 71,6 млн руб. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил исковые требования ООО «Инвестиционно-строительное управление-19» (... Читать полностью

Неделя на биржах: доллар снова на коне

В минувший понедельник торги открылись с отметки 1150,5 пункта по РТС, а в пятницу завершились на уровне 1117 пунктов. Максимум периода (1157,8 пункта) пришелся на понедельник, минимум (1115 пунктов) - на пятницу. Читать полностью

Инвестклимат: Петербург поднялся на четвертое место

Северная столица вошла  в пятерку регионов с самым благоприятным для бизнеса климатом. Таковы результаты инвестиционного рейтинга Агентства стратегических инициатив (АСИ). Читать полностью
Разворот на встречку | ФОТО lumen-dijital–s/shutterstock.com

ФОТО lumen-dijital–s/shutterstock.com

Безумный потребительский ажиотаж конца прошлого года, когда автолюбители опустошили салоны по всей стране, дал свои результаты: ресурсы моторизированных граждан иссякли. В итоге за первый месяц текущего года петербургский автокластер упал на 36%. По данным агентства «Auto-Dealer-СПб», заводы Toyota, GM, Nissan и Hyundai выпустили за это время только 19,3 тысячи легковых автомобилей. Последний раз таких показателей наши автопромышленники достигали четыре года назад.

«Столь резкое сокращение производства обусловлено падением спроса на модели петербургской сборки, – объясняет директор агентства Михаил Чаплыгин. – Обычно пять-шесть моделей, выпущенных у нас, входят в топ-25 по объему продаж в России, а в нынешнем январе их число уменьшилось до трех. Несмотря на рекордное за последние пять лет сокращение производства, доля петербургского автопрома по отношению к общероссийскому объему выпуска автомобилей выросла по сравнению с итогами прошлого года. В январе она составила 22,7%, а по результатам 2014-го – 21,3%».

«2015 год будет непростым и во многом определяющим, – предрекает руководитель проектов компании The Boston Consulting Group Юрий Трощенко. – Восстановление рынка будет сильно зависеть от того, как быстро выравняется соотношение между стоимостью автомобиля и доходами населения. Многое, несомненно, зависит от курса валют. Но и умение руководства стратегически мыслить сыграет важную роль».

Петербургские автозаводы по-своему реагируют на кризис. Завод «Ниссан», сохраняя штатный персонал, завершает отношения с временными работниками из внешних компаний. Они делают распаковку материалов на линии или, например, складские операции. «Это не сокращение наших сотрудников, которых по-прежнему остается 2,5 тыс. человек», – пояснил журналистам генеральный директор завода в Петербурге Дмитрий Михайлов, выступая на минувшем ежегодном форуме «Автоинвест».

«Частично улучшить ситуацию сейчас могут те предприятия, которые способны сдержать рост цен на автомобили. Например, так уже поступил Renault с кроссовером Duster, выпускаемом на заводе «Автофрамос». Но от представителей петербургских предприятий пока о таких шагах не слышно», – констатирует Михаил Чаплыгин.

Невский автопром нашел другое решение: экспортировать машины за пределы стран СНГ. «В Петербурге мы выпускаем модели, известные в мире. Они производятся на всех континентах и продаются во всех странах мира. Поэтому технически мы готовы к экспорту», – считает Дмитрий Михайлов.

Понятно, что комплектация иногда бывает разная. Существуют и разные стандарты Евро-5 и Евро-6, которые в России пока не действуют. Однако с конвейеров петербургских автозаводов выходят машины, востребованные и за рубежом.

«В долгосрочной перспективе и заводы, и государство заинтересованы в продвижении отечественных товаров на внешний рынок, что обеспечит загрузку как сборочных конвейеров, так и производителей автокомпонентов», – соглашается Юрий Трощенко.

Напомним, по итогам 2014 года на петербургском «Ниссане» было собрано свыше 31,6 тыс. автомобилей четырех моделей: Teana, Pathfinder, Murano и X-Trail. И прогнозировать, сколько машин будет произведено в ближайшем месяце, а уж тем более по итогам года, руководство завода не берется.

А вот процент локализации – величина известная. Он зависит от конкретной модели и в среднем составляет 39%. В основном местные поставщики делают металлические части кузова, бамперы, стекла, сиденья, выхлопные системы, тормозные и топливные трубки.

Наш автопром намерен поддержать местных поставщиков. Так, в сентябре 2014 года произошла закладка строительства завода «Юнипресс». Это дочернее предприятие японской компании, которая делает штамповку и сборку кузовных конструкций.

Впрочем, кризисные явления почувствовали не все автопроизводители. В минувшем году с конвейера завода «Хендэ» в Петербурге – самого крупного производителя авто на Северо-Западе и второго по величине в России – сошло 237 тыс. машин. Причем каждая пятая из них отправлялась за пределы России – в страны Таможенного союза, Азербайджан, Узбекистан, Молдавию и Украину.

«Несмотря на кризис, в текущем году компания намерена продолжить работать в три смены, чтобы выпустить 228 тысяч автомобилей», – рассказал генеральный директор завода Чой Донг Ель. Пока локализация на «Хендэ» составляет 46%, но этот показатель руководство планирует увеличить.

А вот на рынке производителей коммерческого автотранспорта картина иная. Продажи сократились на 30%, заводы уже готовятся к 50-процентному падению.

Компания «Скания-Питер» производит грузовики в Шушарах. Ежегодно она продает около 6 тысяч авто российским перевозчикам. «Конечно, мы начинаем думать о прекращении производства, по крайней мере на время», – поделился своим мнением Ино Муберг, генеральный директор компании.

Впрочем, он надеется, что падение рынка будет не столь драматичным, и производственники получат господдержку любого рода. Тогда завод продолжит работу. «На федеральном уровне субсидии должны быть доступны для всех производителей. У нас есть долгосрочные обязательства, мы хотим работать здесь. Но необходимо добиться того, чтобы не было «сюрпризов» в российском законодательстве», – считает Муберг.


МЕЖДУ ТЕМ

По данным агентства «Auto-Dealer-СПб», в январе-феврале 2015 года в Петербурге было продано 17 875 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 32% меньше аналогичного периода прошлого года. В феврале падение авторынка усилилось – в городе было реализовано лишь 9579 машин, что на 38% меньше, чем в феврале 2014 года. Речь идет о машинах всех производителей, а не только петербургских.

Доля северной столицы в общероссийском объеме продаж новых авто в январе-феврале составила 7,3%.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook