Разворот на встречку
Безумный потребительский ажиотаж конца прошлого года, когда автолюбители опустошили салоны по всей стране, дал свои результаты: ресурсы моторизированных граждан иссякли. В итоге за первый месяц текущего года петербургский автокластер упал на 36%. По данным агентства «Auto-Dealer-СПб», заводы Toyota, GM, Nissan и Hyundai выпустили за это время только 19,3 тысячи легковых автомобилей. Последний раз таких показателей наши автопромышленники достигали четыре года назад.
ФОТО lumen-dijital–s/shutterstock.com
«Столь резкое сокращение производства обусловлено падением спроса на модели петербургской сборки, – объясняет директор агентства Михаил Чаплыгин. – Обычно пять-шесть моделей, выпущенных у нас, входят в топ-25 по объему продаж в России, а в нынешнем январе их число уменьшилось до трех. Несмотря на рекордное за последние пять лет сокращение производства, доля петербургского автопрома по отношению к общероссийскому объему выпуска автомобилей выросла по сравнению с итогами прошлого года. В январе она составила 22,7%, а по результатам 2014-го – 21,3%».
«2015 год будет непростым и во многом определяющим, – предрекает руководитель проектов компании The Boston Consulting Group Юрий Трощенко. – Восстановление рынка будет сильно зависеть от того, как быстро выравняется соотношение между стоимостью автомобиля и доходами населения. Многое, несомненно, зависит от курса валют. Но и умение руководства стратегически мыслить сыграет важную роль».
Петербургские автозаводы по-своему реагируют на кризис. Завод «Ниссан», сохраняя штатный персонал, завершает отношения с временными работниками из внешних компаний. Они делают распаковку материалов на линии или, например, складские операции. «Это не сокращение наших сотрудников, которых по-прежнему остается 2,5 тыс. человек», – пояснил журналистам генеральный директор завода в Петербурге Дмитрий Михайлов, выступая на минувшем ежегодном форуме «Автоинвест».
«Частично улучшить ситуацию сейчас могут те предприятия, которые способны сдержать рост цен на автомобили. Например, так уже поступил Renault с кроссовером Duster, выпускаемом на заводе «Автофрамос». Но от представителей петербургских предприятий пока о таких шагах не слышно», – констатирует Михаил Чаплыгин.
Невский автопром нашел другое решение: экспортировать машины за пределы стран СНГ. «В Петербурге мы выпускаем модели, известные в мире. Они производятся на всех континентах и продаются во всех странах мира. Поэтому технически мы готовы к экспорту», – считает Дмитрий Михайлов.
Понятно, что комплектация иногда бывает разная. Существуют и разные стандарты Евро-5 и Евро-6, которые в России пока не действуют. Однако с конвейеров петербургских автозаводов выходят машины, востребованные и за рубежом.
«В долгосрочной перспективе и заводы, и государство заинтересованы в продвижении отечественных товаров на внешний рынок, что обеспечит загрузку как сборочных конвейеров, так и производителей автокомпонентов», – соглашается Юрий Трощенко.
Напомним, по итогам 2014 года на петербургском «Ниссане» было собрано свыше 31,6 тыс. автомобилей четырех моделей: Teana, Pathfinder, Murano и X-Trail. И прогнозировать, сколько машин будет произведено в ближайшем месяце, а уж тем более по итогам года, руководство завода не берется.
А вот процент локализации – величина известная. Он зависит от конкретной модели и в среднем составляет 39%. В основном местные поставщики делают металлические части кузова, бамперы, стекла, сиденья, выхлопные системы, тормозные и топливные трубки.
Наш автопром намерен поддержать местных поставщиков. Так, в сентябре 2014 года произошла закладка строительства завода «Юнипресс». Это дочернее предприятие японской компании, которая делает штамповку и сборку кузовных конструкций.
Впрочем, кризисные явления почувствовали не все автопроизводители. В минувшем году с конвейера завода «Хендэ» в Петербурге – самого крупного производителя авто на Северо-Западе и второго по величине в России – сошло 237 тыс. машин. Причем каждая пятая из них отправлялась за пределы России – в страны Таможенного союза, Азербайджан, Узбекистан, Молдавию и Украину.
«Несмотря на кризис, в текущем году компания намерена продолжить работать в три смены, чтобы выпустить 228 тысяч автомобилей», – рассказал генеральный директор завода Чой Донг Ель. Пока локализация на «Хендэ» составляет 46%, но этот показатель руководство планирует увеличить.
А вот на рынке производителей коммерческого автотранспорта картина иная. Продажи сократились на 30%, заводы уже готовятся к 50-процентному падению.
Компания «Скания-Питер» производит грузовики в Шушарах. Ежегодно она продает около 6 тысяч авто российским перевозчикам. «Конечно, мы начинаем думать о прекращении производства, по крайней мере на время», – поделился своим мнением Ино Муберг, генеральный директор компании.
Впрочем, он надеется, что падение рынка будет не столь драматичным, и производственники получат господдержку любого рода. Тогда завод продолжит работу. «На федеральном уровне субсидии должны быть доступны для всех производителей. У нас есть долгосрочные обязательства, мы хотим работать здесь. Но необходимо добиться того, чтобы не было «сюрпризов» в российском законодательстве», – считает Муберг.
МЕЖДУ ТЕМ
По данным агентства «Auto-Dealer-СПб», в январе-феврале 2015 года в Петербурге было продано 17 875 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 32% меньше аналогичного периода прошлого года. В феврале падение авторынка усилилось – в городе было реализовано лишь 9579 машин, что на 38% меньше, чем в феврале 2014 года. Речь идет о машинах всех производителей, а не только петербургских.
Доля северной столицы в общероссийском объеме продаж новых авто в январе-феврале составила 7,3%.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 049 (5422) от 23.03.2015.
Комментарии