Проводы тучного года

Комитет финансов Санкт-Петербурга подвел итоги исполнения городского бюджета за прошлый год. Каким бы сложным он ни был, сколько бы политических и экономических потрясений ни произошло, 2014-й еще можно назвать последним тучным годом. Макроэкономические процессы инертны, поэтому казна в прошлом году еще не испытала каких-либо трудностей.

Проводы тучного года | ФОТО www.eer.ru

ФОТО www.eer.ru

Где ассигнования сидят

Председатель комитета финансов Эдуард Батанов не выдал ни одной сенсации: доходная часть городской казны-2014 исполнена на 103,3%, расходная – на 92,4%.

Откуда тогда разговоры о миллиардах, которые не смогла потратить северная столица? Дело в том, что городские траты можно условно поделить на две части: текущие (зарплата, содержание учреждений и пр.) и стратегические (строительство и капитальный ремонт больниц, дорог, метро и т. п.). Последние собраны в отдельную часть бюджета – Адресную инвестиционную программу (АИП).

Так вот: текущие расходы Петербурга в прошлом году были исполнены на 97,4% (без федеральной части), зато АИП – только на 70%. Вот где «сидят» неиспользованные миллиарды, которые перешли в казну-2015.

Но кое-что Петербургу удалось сэкономить: 30 миллиардов рублей. На такую сумму комитет финансов не стал размещать облигаций для покрытия дефицита бюджета. Более того: на 4 миллиарда (до 14,6 млрд руб.) сократился долг северной столицы. Это деньги, которые город должен банкам по старым долговым обязательствам. На депозитах в прошлом году город заработал еще 4,5 млрд рублей. За такое в наши непростые времена можно медали давать.

Правда, у этой медали есть и обратная сторона: федеральный центр теперь не даст Петербургу дешевых межбюджетных кредитов, потому что наши финансы еще не «поют романсы», как в большинстве других регионов страны.

В прошлом году на 99,9% сбылся прогноз по сбору налогов, хотя изменилась их структура. Налог на прибыль предприятий и на доходы физлиц (НДФЛ) дали больше денег, а вот акцизы и налог на имущество предприятий и граждан, наоборот, сократили обороты. Сказались изменения федерального законодательства, по которым движимое имущество исключалось из налогооблагаемой базы компаний.

«С точки зрения городских финансов 2014 год очень напоминал 2008-й, – сказал Эдуард Батанов. – Надо готовиться к тому, что 2015 год будет схож с 2009-м, когда мы в течение года несколько раз корректировали бюджет».


Хорошо и плохо

На этом рассказ об исполнении петербургского бюджета в 2014 году можно было бы закончить, если бы не две новости, которые вытекают из анализа финансовых отчетов.

Начнем с хорошей: в прошлом году Петербург впервые за всю историю получил из федерального бюджета 1,9 млрд рублей на строительство метро. Это относительно небольшая сумма, которую надлежит потратить на продление Невско-Василеостровской линии нашей подземки (с учетом возведения двух станций – «Новокрестовской» и «Беговой»). Но, как говорится, даже самый длинный путь начинается с первого шага.

Ранее Москва выделяла нашему метро чуть больше одного миллиарда на устройство рамок для проверки багажа, которые мы видим на каждой станции. Но это не развитие сети, а лишь некоторая ее модификация. Вызванная, кстати, изменением федерального, а не местного законодательства.

В этом году петербургские власти рассчитывают получить из столицы еще 3,8 миллиарда, а в 2016-м – 2,4 млрд рублей.

Теперь плохая новость. Из-за нерасторопности профильных комитетов городской администрации Петербург упустил шанс в 2014 году подготовить документы для реализации новых проектов в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП).

Тут надо кое-что объяснить. В настоящее время два наиболее значимых (и видимых) проекта ГЧП – это новый терминал аэропорта «Пулково» и центральный участок Западного скоростного диаметра. Первый объект практически готов, и теперь инвесторы будут лет тридцать возвращать себе деньги (с процентами, разумеется). Второй объект еще находится в инвестиционной стадии.

Зачем вообще городу нужны проекты ГЧП, ведь в конечном счете они обойдутся Петербургу и горожанам дороже (в смету заложен интерес инвесторов)? Ответ прост: во-первых, не надо изыскивать бюджетные миллиарды; во-вторых, инвестор берет на себя все риски, включая строительные; в-третьих, у городских властей появляются четкие обязательства по оплате завершенных работ.

Что было бы, если бы новый терминал в аэропорту строил сам город? Мы бы до сих пор читали новости о срыве конкурсов, недобросовестных подрядчиках, а вместо готового вокзала из земли торчали бы сваи.

В чем, собственно, плохая новость? Новый проект, который вот-вот упустит город, это реконструкция городской больницы # 40 в Сестрорецке. По сравнению с «Пулково» и ЗСД проект относительно небольшой, он «тянет» менее чем на 10 миллиардов рублей. Но дело не в суммах: впервые в Петербурге в рамках ГЧП мог быть реализован инновационный, наукоемкий и показательный проект в сфере медицины. Который в свою очередь могли бы взять за образец и другие регионы. Сможет ли Петербург реализовать его в текущем году, большой вопрос.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (5389) от 02.02.2015.


Комментарии