Проценты с общего котла
Минфин выступил с радикальными предложениями о реформе налогов, в центре которой окажется перераспределение средств - от богатых к бедным, и наоборот. В ближайшие два года Министерство финансов хочет собрать дополнительно почти 2,5 трлн рублей. Чтобы понять, чем эти новации могут обернуться для простых граждан и спасут ли они казну от дефицита, пройдемся по основным пунктам.
Иллюстрация ronstik/shutterstock.com
Первый «подопытный» - НДС. Налог на добавленную стоимость могут повысить с нынешних 18 до 19%. Правительству это может дать дополнительно от 170 миллиардов до 324 млрд руб. в год.
Чем это обернется для нас? Чтобы оценить потери, вспомним, что такое НДС. По сути, это налог с оборота, модернизированный налог с продаж. От этих старых видов податей НДС отличается двумя особенностями:
а) у него есть конкретный изобретатель - глава дирекции по налогам, сборам министерства экономики, финансов и промышленности Франции Морис Лоре;
б) в отличие от налога с продаж НДС исключает двойное обложение промежуточного потребления - сырья, используемого для производства товаров.
Однако, как было бы при повышении «старомодных» оборотных податей, рост НДС приведет к удорожанию товаров. В нашем случае ценники в магазинах могут вырасти более чем на 1%, ведь Минфин не прочь отказаться и от льготной ставки НДС - 10% для продуктов, детских товаров и лекарств.
Второй источник: отчисления от фонда оплаты труда в социальные фонды. В России эти выплаты именуются в шутку «налогом на рабсилу». Каждый работодатель с каждого заплаченного подчиненным рубля должен вычесть 13 копеек «подоходника» и еще до 50 копеек (в зависимости от вредности производства) в социальные фонды.
Рост данных податей даст казне дополнительные суммы, сопоставимые с прибавкой от лишнего процента от НДС, однако удорожает использование российской рабочей силы. Читай - проще будет нанять мигрантов или заемных тружеников, оформленных на рекрутинговые конторы. На родном предприятии они будут работать на птичьих правах, зарплату станет контролировать посредник.
Если даже этого не произойдет, рост социальных отчислений де-факто повысит себестоимость отечественных товаров. И, как следствие, снизит их конкурентоспособность.
Третий: НДФЛ. Налог на доходы физлиц, по старинке именуемый подоходным, чиновники тоже не оставят в покое. Но здесь они не будут одиноки, ведь предложат схему, по которой давно скучают сторонники левых идей. А именно - отказ от плоской 13-процентной шкалы. Минфин высказал идею поднять единую ставку НДФЛ до 15 - 16%, но ввести необлагаемый минимум (какой именно - пока секрет).
Можно предположить, что этот минимум будет небольшим. Зато отчислять со своей зарплаты мы станем на четверть больше. Это, кстати, будет больно бить по гражданам, вынужденным продавать недвижимость: не все попадут под вычеты и дополнительные 3 процентных пункта НДФЛ обернутся десятками тысяч рублей.
Четвертый: налог на прибыль организаций. Сейчас компании отчисляют от своей прибыли 20%, чиновники предлагают взимать по 21 проценту. Казалось бы, мелочи, но прибавка может дать казне около 400 млрд рублей.
Однако и в этом случае эффект оплатит потребитель товаров и услуг (даже если предприятие, уплатившее налог, выпускает вагоны метро, а не пряники). Потому что, не меняя цену, фирмы недосчитаются в своем балансе не просто одного процента сверху, а гораздо больше. Ведь с каждым годом перечень расходов, входящих в себестоимость продукции, только сокращается. С точки зрения государственных финансов это прекрасно: прибыль и отчисления больше. Самим же предприятиям придется экономить.
Пятый: НДПИ. Налог на добычу полезных ископаемых волнует не только жителей нефтеносных регионов. Стоимость топлива - одна из важных составляющих себестоимости любой продукции и услуг. Значит, рост налогов в этой сфере мы отчасти оплатим из личных кошельков.
Сейчас государство получает нефтяную ренту двумя путями: через экспортные пошлины и через НДПИ. С 2016 г. проводится маневр: повышается НДПИ, а пошлина снижается. Теперь предлагают вообще избавиться от пошлин, переложив бремя на недропользователей, увеличивая налог. При обнулении пошлин отменяются и все льготы по пошлинам.
Такую позицию газо- и нефтепромышленники раскритиковали еще год назад, когда речь зашла о налоговом маневре. Пошлина уплачивалась только с экспорта, а НДПИ придется платить за весь объем добытых углеводородов. В итоге корпорациям придется отложить модернизацию нефтеперегонных заводов и секвестрировать вложения в рискованные проекты - например, освоение месторождений на арктическом шельфе.
Шестой: «процент на бедность». Минфин предложил перераспределить часть денег, получаемых «богатыми» регионами по налогу на прибыль организаций, в пользу «бедных» собратьев. Предлагается изменить пропорцию распределения данного налога. Сейчас из 20% уплаченных предприятиями сумм 18% идет в региональную казну, а 2% - в федеральную. Чиновники предлагают перейти на пропорцию «17% и 3%», при этом дополнительный «процент» федеральный центр будет распределять регионам с наихудшими финансовыми показателями.
В ценах 2016 года это может принести бюджету государства дополнительно 117 млрд рублей. При этом Петербург, например, может лишиться 7 миллиардов рублей. Это относительно немного на фоне 500-миллиардной казны, но сопоставимо со строительством нескольких школ или детсадов, столь необходимых мегаполису.
В итоге благополучные регионы типа Петербурга и Ленобласти деньги потеряют, а станут ли богаче другие субъекты Федерации - большой вопрос. Ведь, как известно, деньги из большого котла не всегда перераспределяются равномерно. Кто-то получит больше, кто-то - меньше, потому что у регионов слишком разный политический и экономический вес.
Всем ясно, что диспропорция в развитии городов и весей России велика, однако принцип «взять и поделить» не всегда дает ожидаемый результат. Мало выписать субсидии из казны - надо, чтобы в тот или иной субъект Федерации пришел крупный, средний и малый бизнес, тогда и деньги появятся. Но сделать это в масштабах всей страны, создавая одинаково комфортные условия, как в Москве и Петербурге, будет слишком дорого. А в ближайшие годы приоритетом выступит экономия.
Наконец, седьмой источник пополнения средств в казну - международные заимствования. Это альтернатива росту налогов, однако без ущерба для наших кошельков выпуск облигаций тоже не пройдет. Ведь государству надо где-то изыскивать средства на погашение внешнего долга.
Пока «долговая яма» нам не светит. Недавно Минфин успешно разместил допвыпуск еврооблигаций «Россия-26» объемом 1,25 млрд долларов. Они будут погашены в 2026 году, эмитированы в валюте. Ценные бумаги пользовались на биржах спросом, потому что у российских евробондов очень привлекательная ставка полугодового купона - 4,75% годовых.
Но залезать в долг к «акулам мирового капитализма» можно до тех пор, пока они эти деньги дают. А такое, как мы знаем, бывает не всегда, учитывая сложную внешнеэкономическую ситуацию.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (5804) от 07.10.2016.
Комментарии