Процент правит миром

Российское правительство нередко упрекают в том, что помощь реальному сектору экономики чиновникам видится исключительно как субсидирование ставки по кредитам, взятым предприятиями у банков. Зависимость промышленности от финансовых структур была предопределена моделью перехода России к рыночной экономике, когда заводы и фабрики лишились спонсора в лице государства, не накопив перед этим ресурсов для развития. Мир шел иными путями, но результат оказался тем же: почти все корпорации и государства должны банкирам.

Процент правит миром | ФОТО Jakub Krechowicz/shutterstock.com

ФОТО Jakub Krechowicz/shutterstock.com

Начнем с развитых стран. В США и Западной Европе банкирам помогла фискальная система, по которой проценты по кредитам вычитаются из налогооблагаемой базы граждан и компаний – в отличие от полученных дивидендов. Поэтому жить в долг в странах «первого мира» было не только не зазорно, но даже выгодно. Получается, что деньги пришлось бы все равно отдать – какая разница, кому: чиновникам или финансистам.

Это обернулось падением бюджетных доходов в большинстве западноевропейских стран. В 2007 году, аккурат перед ипотечным кризисом в США, потери казны государств Старого Света достигли 3% от их валового внутреннего продукта (ВВП), в Америке – 5% от ВВП. В абсолютных числах это 510 млрд и 725 млрд долларов.

Пока правительства пытались изменить правила игры, банкиры «первого мира» снижали ставки по кредитам, вовлекая население и корпорации в скупку недвижимости. Что было потом, все знают по кризису, названному в честь его виновников: ассоциированных с банками и фондами ипотечных агентств «Фенни и Фредди».

После этого кризиса к раскрутке долгового маховика приложили руку китайцы. Экспортеры из развивающихся стран вообще стараются инвестировать прибыль за рубежом. Если бы китайцы вкладывали запасы в американские акции, то контролировали бы 20% заокеанских корпораций. Поэтому экспортерам предложили более выгодный инструмент: облигации, которые, по сути, являются долговыми расписками государств, банков и корпораций. После финансового кризиса 2008 – 2009 гг. корпоративные долги выросли в мире на 50%.

В итоге задолженность компаний всего мира за пределами США (кроме банков) выросла с 2 триллионов долларов в 1995 году до 9 триллионов в 2015-м. Для сравнения: американский ВВП «лишь» вдвое больше.

Быстрее всего роют себе долговую яму бизнесмены из развивающихся стран. С 2009-го по 2014 год их задолженность выросла более чем вдвое – с 2 триллионов до 4,5 трлн долларов. Китайские фирмы, кстати, накупили долларовых облигаций и взяли кредитов более чем на 1 трлн долларов (до кризиса «Фенни и Фредди» у них было 200 миллиардов).

Сейчас мы переживаем новый виток «кредитной спирали»: если раньше государства де-факто субсидировали процентные ставки по взятым гражданами и компаниями кредитам, то сегодня бюджет помогает домохозяйствам и фирмам потреблять больше энергоносителей. Такие субсидии в глобальном масштабе достигли 5,3 трлн долларов (6% от мирового ВВП). В развивающихся странах подобные налоговые льготы поддерживают потребление угля – самого вредного для окружающей среды энергоносителя.

Впрочем, и «зеленые» западноевропейские страны, стимулирующие за счет бюджета эксплуатацию ветряков и солнечных батарей, недалеко ушли от своих азиатских собратьев. Рост бюджетных расходов едва не довел некоторые государства Старого Света до дефолта. А от него до долговой ямы – один шаг.

Россия в этом смысле уникальна. Бюджет нашей страны пополняется и за счет экспорта нефти, и через налогообложение ее потребления. В итоге Россия не занимает у других стран, однако ее корпорации (в том числе и государственные) вынуждены активно кредитоваться и на родине, и на международном финансовом рынке.

В конце прошлого года глава Банка России Эльвира Набиуллина сообщила, что отечественные корпоративные заемщики в 2015 г. должны выплатить иностранным кредиторам 120 млрд долларов (из них банки – 42 миллиарда). Таким образом, обязательства коммерческих структур составляют львиную долю внешнего долга страны.

В общей сложности российский бизнес и госкомпании должны иностранцам 700 млрд долларов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (5478) от 15.06.2015.


Комментарии