Пролететь мимо космодрома

Экономическая жизнь Петербурга не ограничивается масштабами города. Северная столица строилась Петром Великим как главная гавань страны, и по сей день мы зависим от состояния транспортной инфраструктуры, питающей наш мегаполис. Это автомобильные и железные дороги, воздушные и водные пути, начинающиеся за тысячи километров от Петербурга. В нынешнем году одной такой трассой стало больше.

Пролететь мимо космодрома | Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Тысячей верст меньше

Речь идет об автодороге из Петербурга через Вытегру и Каргополь в Архангельск. В перспективе, пусть и весьма отдаленной, это шоссе и до Нарьян-Мара доведет. Если учесть, что Ненецкий автономный округ признан самым динамично развивающимся нефтегазовым регионом России, надежная связь северной столицы с ним может стать одним из факторов развития Петербурга и Ленинградской области. У последней, кстати, есть позитивный пример сотрудничества с сургутскими нефтедобытчиками, благодаря которым в области построен крупнейший нефтеперерабатывающий комбинат, а вместе с ним и молодой город Кириши.

Но вернемся к нашей дороге, история которой, кстати, начинается еще в XVIII веке. Оставим за скобками предания старины далекой и обратимся к реалиям наших дней. До недавнего времени доехать из северной столицы в первый морской порт России, коим признан Архангельск, можно было только через Вологду. То есть - проехать почти 2 тысячи километров.

В начале XXI века появился укороченный до 1,2 тысячи километров вариант - через Подпорожье, Вытегру, Пудож и Няндому. Однако участок пути от границы Ленинградской и Вологодской областей до Вытегры, за исключением короткого отрезка, представлял собой проселочную дорогу, над которой смыкались кроны растущих вдоль нее деревьев. Автор этих строк был свидетелем того, как перед рейсовым автобусом эту «автомагистраль» пересек лось, не обращавший никакого внимания на транспорт - так медленно шел автобус.

В нынешнем году стараниями Ленинградской, Вологодской, Архангельской областей и Республики Карелия дорога на Вытегру и далее стала федеральной. Дополнительное финансирование позволит проложить 226-километровый участок, напрямую соединяющий Вытегру с Каргополем. Кроме того, будут реконструированы проблемные участки дороги Подпорожье - Вытегра, включая подход к Вознесенью.

Сейчас идет реконструкция дороги от поселка Брин-Наволок (ответвление от трассы Архангельск - Москва) до Каргополя, уже сдана объездная дорога в Плесецке, строятся путепроводы над железными дорогами. Разработана проектно-сметная документация по большинству участков трассы Брин-Наволок - Вытегра. В федеральную долгосрочную целевую программу входит и дальнейшее развитие петербургского направления. Если автодорогу Петербург - Архангельск удастся выпрямить, от Финского залива до Двинской губы Белого моря надо будет проехать около 800 километров.

Доска да треска

Что даст новый маршрут Петербургу кроме возможности пролететь с ветерком мимо космодрома «Плесецк»? С экономической точки зрения нам, безусловно, интересны минеральные и возобновляемые материалы, которые в огромных количествах можно найти в краю нехоженых дорог. В первую очередь мебельной промышленности и строительному комплексу Петербурга и Ленобласти нужна древесина и ее производные - пиломатериалы, ДСП, фанера, топливные пеллеты, целлюлоза и пр.

Напомним, что объемы деревообрабатывающего производства в Петербурге и Ленобласти в январе - июле 2016 г. выросли по сравнению с первыми семью месяцами прошлого года на 2,7% и на 3,4%, соответственно (отгрузка, учитывающая продукцию и услуги, - на 2,8% и 14,9%).

Ленинградская область, являющаяся одним из важных деревообрабатывающих регионов России, испытывает дефицит сырья. Лесные запасы соседней Карелии тоже ограничены, оттуда и в советские времена не вывозилось много древесины. При этом расчетная лесосека Архангельской области в лучшие времена доходила до 30 млн кубометров в год, Вологодской - до 18 миллионов.

Лесные ресурсы можно использовать, ведь на Северо-Западе России расчетная лесосека не вырубается. Одна из причин - отсутствие хороших дорог, по которым можно вывезти кругляк. При этом леса вдоль железных дорог представляют собой подстриженную «под ноль» местность. Это ведет к диспропорции в размещении производств и рабочих мест. Вдоль железных дорог строятся новые комбинаты, а в Каргопольском районе Архангельской области и Вытегорском районе Вологодской людям негде применить свои силы.

Если говорить о минеральном сырье, то стратегически важными для Ленинградской области могут стать месторождения стекольного песка, недавно обнаруженные петербургскими геологами под Вытегрой. Товарное стекло - один из немногих видов строительных материалов, не выпускаемых в северной столице и 47-м регионе. Причина - отсутствие до недавнего времени доступных месторождений на Северо-Западе РФ.

Прямая автодорога из Петербурга в Архангельск позволит доставлять морскую рыбу в мегаполис быстрее, чем с Кольского полуострова. А доля рыбы в нашем рационе, как известно, крайне мала из-за плохого качества замороженных морепродуктов и высоких цен на них.

Недавно мы рассказывали о новых месторождениях алмазов, найденных в Онежском и Плесецком районах Поморья. Помимо драгоценных камней здесь обнаружены золоторудные проявления. Ранее в Ветреном поясе, как именуется данная местность, добывались только бокситы. Открытия петербургских геологов создают плацдарм для работы добывающих компаний из северной столицы.

Чтобы экономическая сказка стала былью, сейчас нужно тесно связать северные регионы с Петербургом надежными коммуникациями. Так мы не повторим логистической ошибки, из-за которой Республика Коми оказалась ближе к Москве, чем к нашему городу. А все потому, что из этого региона к Финскому заливу проще доехать на автомобиле через Первопрестольную. Какой же смысл по этой дороге возить товары в Петербург, если их можно оставить в Москве?

Надеемся, новая трасса Петербург - Архангельск надежно свяжет Ненецкий автономный округ с центром Северо-Западного федерального округа.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (5794) от 23.09.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В Петербурге финансовые кооператоры выступили против «пирамид»
24 Июля 2018

В Петербурге финансовые кооператоры выступили против «пирамид»

На Седьмом форуме кредитной кооперации его участники объяснили гражданам, что у кредитной кооперации есть будущее, но и ухо надо держать востро.

Дмитрий Осипов: «89% земельных участков в Петербурге оформлены в соответствии с законом»
23 Апреля 2018

Дмитрий Осипов: «89% земельных участков в Петербурге оформлены в соответствии с законом»

Директор филиала Кадастровой палаты Росреестра по Петербургу рассказал, с какими трудностями горожане могут столкнуться при постановке земельного участка на учет.

Петербург ищет выход к океану
03 Июля 2017

Петербург ищет выход к океану

Через совместный с геологами Поморья поиск алмазов и золота

Грядущее в черно-зеленых тонах
28 Июня 2017

Грядущее в черно-зеленых тонах

Извилистыми путями идут наши недропользователи к новым месторождениям. Там, куда протоптаны дороги, уже нечего «брать». А освоение бескрайних просторов тундры и тайги встанет в копеечку.

Завод, который спас отрасль
07 Июня 2017

Завод, который спас отрасль

C участием петербургских специалистов собирают корпус самого мощного в мире реактора на быстрых нейтронах

«Эмжековец» - это звучит гордо!
12 Мая 2017

«Эмжековец» - это звучит гордо!

с высокой трибуны Законодательного собрания Санкт-Петербурга прозвучала идея вернуть к жизни еще одно детище Михаила Горбачева - МЖК.

Игрушки, от которых не отстать
10 Мая 2017

Игрушки, от которых не отстать

Блоки венгерского математика Золтана Дьенеша и палочки бельгийского учителя Джорджа Кюизенера в ХХ веке стали первыми развивающими играми.

 В программе не значатся
28 Апреля 2017

В программе не значатся

Переправа через пути жизненно необходима: так Красносельский район получит второй выезд на Кольцевую автодорогу.

Разведка вышла на Клондайк
26 Апреля 2017

Разведка вышла на Клондайк

С вводом в строй отечественных нефте- и газодобывающих платформ недропользователи оценили близкие и дальние перспективы освоения северо-западной части российского арктического шельфа.