Потери и надежды автопрома
Автомобилестроение становится отраслью, способной придать новый стимул всей российской промышленности. Несмотря на падение покупательского спроса и снижение объемов кредитования транспортных компаний, автозаводы всей страны и Петербурга в частности рапортуют о новых достижениях. По данным Росстата, больше всего машин было собрано на заводах Hyundai. На втором месте - Nissan. Замыкает тройку лидеров АвтоВАЗ.
Иллюстрация lumen-digital/shutterstock.com
По данным Росстата, за прошлый год в нашей стране было произведено 1,1 млн легковых автомобилей. Это на 7,4% меньше по сравнению с прошлым годом. С одной стороны, это плохие данные. С другой - они лишь копируют состояние платежеспособного спроса россиян на новые авто.
Характеризуя потребительский спрос отечественного рынка, эксперты отмечают, что за последние десять лет так плохо, как в прошлом году, автомобили в России не покупали никогда. Согласно отчету Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2016 году было продано 1,42 млн автомобилей, что на 11% меньше, чем в провальном 2015 году.
Всего за прошлый год россияне потратили на покупку новых автомобилей 1,8 трлн рублей, сообщает аналитическое агентство «Автостат». Эта цифра на 1% больше показателей за аналогичный период 2015 года. Но увеличение выручки от продажи новых легковых автомобилей во многом связано с ростом цен на них. Покупка иномарок обошлась россиянам более чем в 1,6 трлн рублей. По сравнению с прошлым годом реализация автомобилей иностранного производства на нашем рынке сократилась на 0,2%.
В 2016 г. на новые российские автомобили отечественные покупатели потратили около 200 млрд рублей - на 12% выше показателей 2015 года. Тот факт, что в России в условиях девальвации рубля стали более востребованными автомобили АвтоВАЗа, объясняет их доступность на рынке. Также стоит отметить, что Lada попала в топ-20 самых популярных автомобильных брендов Европы, заняв 19-е место в рейтинге. Всего в прошлом году в Европе, включая Россию, было реализовано 274,9 тысячи автомобилей марки Lada.
Для сравнения: по результатам 2016 года, самым продаваемым автомобилем в мире стала Toyota Corolla (1,3 млн машин).
А вот еще одна оптимистическая новость: российские автозаводы иностранных концернов в прошлом году активно расширили модельный ряд. У нас стали собирать Renault Kaptur, Toyota RAV4, Hyundai Creta, Tucson, Besturn X80 и D60, новые поколения Volkswagen Tiguan, BMW X1, Nissan Murano, Ford Kuga, Citroen C4 Седан и Lifan Solano.
Другой положительный тренд прошлого года - рост производства грузовых автомобилей. По данным Росстата, выпуск грузовиков в России за прошлый год составил 137 тысяч единиц, что на 6,9% выше показателя 2015-го. К примеру, КамАЗ в прошлом году выпустил 35,4 тыс. грузовиков и машинокомплектов - на 9% больше, чем было заложено в бизнес-план.
Петербург играет на российском рынке автомобилестроения особую роль. Еще лет пятнадцать назад в северной столице серийно не выпускалось ни одной машины. В наши дни петербургский автопром занял четверть рынка новых легковых и легких коммерческих авто.
Автокластер северной столицы удерживает долю на рынке титаническими усилиями. На фоне падения покупательского спроса в 2016 году наши автозаводы Hyundai, Nissan и Toyota выпустили лишь 281,5 тыс. легковых автомобилей - на 9% меньше, чем в 2015 г.
Автозаводы северной столицы в прошлом году выпускали девять моделей автомобилей, семь из которых вошли в топ-25 самых популярных машин в России. По итогам 2016 года на завод Hyundai пришлось 74% от общего объема произведенных в Петербурге автомобилей.
Чего ожидать автолюбителям в 2017 году? По мнению экспертов, будет хоть и небольшой, но все же рост производства. Все надежды возлагаются на отложенный спрос населения, который сыграет свою роль ближе к 2018 году. В свою очередь эксперты агентства «Auto-Dealer-СПб» прогнозируют, что в 2017 году в Петербурге ожидается рост автомобильного производства минимум на 10%. На это можно надеяться, ведь в нынешнем году автомобильная промышленность должна получить поддержку от правительства РФ на общую сумму свыше 60 млрд рублей.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 022 (5884) от 07.02.2017.
Комментарии