Послание на три миллиона

Наша газета получила письмо от вдумчивого и внимательного читателя. В качестве информации для размышления он прислал нам бюллетень для заочного собрания акционеров на Н-ском заводе. «Мой родственник отработал на этом предприятии до перестройки много лет. Ему, как и многим другим труженикам, выдали акции завода. Но вот уже на протяжении двух с лишним десятков лет он на эти акции не получил ни одного рубля. Каждый год ему присылают решение собрания акционеров, где прямо указывается – выплату дивидендов не производить. При этом на заводе деньги есть и немалые», – пишет читатель. К сожалению, мы не знаем, как его зовут, он подписался фамилией с инициалами.

Послание на три миллиона | ФОТО nasirkhan/shutterstock.com

ФОТО nasirkhan/shutterstock.com

В доказательство читатель приложил к письму копию того самого бюллетеня, где на внеочередном собрании предлагается утвердить зарплату генерального директора – 3 миллиона рублей в месяц, а кроме того, возможность за счет завода при командировках пользоваться услугами по высшему классу обслуживания. В том же случае, если гендиректор уйдет из жизни (вне зависимости от обстоятельств), его семье будет выплачена матпомощь в размере шести окладов, то есть 18 миллионов рублей.

Факты, что называется, подтвердились. На сайте завода есть информация об этом собрании. Действительно, такие вопросы перед акционерами ставились. «За» проголосовали 4,1 миллиона акций, «Против» – 2,7 миллиона. Нужное директору решение принято. Нет оснований полагать, что закон был как-то нарушен.

У родственника нашего читателя 15 акций, не тысяч, а штук, столько же и голосов. Ясно, что его мнение ни на что не повлияет.

Приводить название завода не станем: ситуация типичная. Дивидендов нет или они копеечные (кстати, наш читатель не точен, когда-то давно незначительные выплаты на данном заводе были, но в последние годы они прекратились). Однако закон не обязывает АО даже при наличии прибыли делиться ею. Крупные акционеры имеют возможность получать доход – через те же выплаты членам совета директоров. И это еще чистый вариант. Потому что в мутном они выводят прибыль основного предприятия через свои фирмы, которые торгуют его продукцией, поставляют ему ресурсы.

На основной же вопрос – кому нужно такое акционирование? – ответ дан самим нашим читателем. Простые рабочие в данном случае получили ценные бумаги практически даром – формально через договор купли-продажи, но фактически акции при приватизации продавались за обесценившиеся после 1992 года деньги без инфляционной поправки. Так что работники, которые продали свой подарок (или их наследники), в плюсе. Выиграли и брокеры, которые обслуживали процесс перехода от таких случайных (в терминологии отцов приватизации – «транзитных» акционеров) к стратегическим собственникам.

Но не все получили акции фабрик и заводов. Медики, военные, железнодорожники, почтовики, работники сугубо военных предприятий, институтские преподаватели и школьные учителя, милиционеры-пожарные и др. обошлись без них. Ваучер не в счет, потому что он полагался всем.

Опыт развития капитализма показал, что «нормальное» акционерное общество создается снизу. Люди вносят деньги, взамен получая акции. Предприятие работает, делится прибыль. Это дает возможность развиваться. При необходимости – снова выпускать акции, на которые находятся покупатели. Потому что если вы вложили в ценные бумаги свои кровные три рубля, то за три копейки вы их не продадите. А если акции были подарены «добрым государством», то, продавая за три копейки, вы все равно в плюсе.

Провал «народной приватизации» по Ельцину и Чубайсу – это факт. Но это не значит, что из нее нельзя извлечь урок. Он в том, что искусственное акционирование не приносит пользы квазивладельцам этого АО.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 049 (5422) от 23.03.2015.


Комментарии