Пока волна не захлестнет

Вопрос о том, что делать с гражданами, которые теряют способность оплачивать жилищные кредиты (неважно – валютные или рублевые), приобретает общенациональный масштаб. Государство хочет найти баланс, чтобы и в бюджет сильно не залезть, и банкиров не обидеть, и массовых протестов не вызвать. Почему надо сочувствовать банкирам? Да потому, что они берегут деньги вкладчиков и, главное, соблюдают правила игры.

Пока волна не захлестнет | ФОТО VallaV/shutterstock.com

ФОТО VallaV/shutterstock.com

Правительство РФ разработало программу помощи ипотечникам, которые просрочили платеж. Она распространяется на кредиты, оформленные по стандартам Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). В Петербурге по таким программам работал ряд банков, например, «Петрокоммерц» или Примсоцбанк. Такие банки, как ВТБ и Сбербанк, предлагали собственные программы, поэтому к их клиентам данная программа не подходит.

По мнению банкиров, эти меры помогут большей части заемщиков, которые попали в сложную ситуацию. В первую очередь это коснется заемщиков в регионах, ведь возмещение по кредитам в сумме 200 тысяч рублей будет для них существенным.

Рост просроченной задолженности по ипотеке сейчас в основном обеспечивают валютные заемщики, в сфере рублевых кредитов все стабильно. Активист Всероссийского движения валютных заемщиков Евгений Суриков считает, что меры правительства РФ и АИЖК мало поддержат тех, кто брал в долг в инвалюте.

«У нас сложилось впечатление, что целью правительственного постановления было оказать временную финансовую поддержку отдельной малочисленной группе граждан, проходящих по жестким критериям программы. Все это делается, чтобы показать общественности, что ипотечникам оказывается какая-то реальная помощь», – сказал Евгений Суриков.

Рассмотрим постановление правительства подробнее. В документе прописаны довольно строгие требования к участникам программы, и это отсекает большую часть заемщиков. По условиям программы, помощь может быть оказана госслужащим; лицам, приобретавшим жилье по социальным программам; семьям с двумя и более детьми (среди валютных ипотечников это лишь 30%); участникам боевых действий; инвалидам. В прессе эти критерии не афишируются, там перечисляются только общие условия помощи: рост платежей более чем на 30% вследствие изменения курсов валют; требования к доходу заемщиков, стоимости кв. метра и т. д. Таким образом, для общественности создается видимость помощи большинству заемщиков, но изнутри проблема выглядит совсем иначе.

Фактически, если валютный ипотечный заемщик прошел по критериям отбора АИЖК, он может рассчитывать на рефинансирование (перевод суммы долга в рубли) по текущему курсу ЦБ и ставке не выше 12%. То есть среднестатистическому заемщику – несмотря на годы добросовестных выплат по кредиту, потраченный на ипотеку материнский капитал, оплату первого взноса, продажу имевшегося до этого жилья – предлагается взять новый кредит. В рублях и в сумме, во многих случаях в разы превышающей рыночную стоимость жилья.

Дополнительно предлагается временное снижение ежемесячного платежа на срок от 6 до 12 месяцев.

По данным заемщиков, банки относятся к программе правительства примерно так же, как они отнеслись к рекомендациям ЦБ о переводе долгов в рубли по курсу на 1.10.2014, – это не закон, который обязателен для исполнения. И банк вправе просто отказать любому заемщику.

Стоит отдельно сказать о рублевых ипотечных должниках. Они, участвуя в данной программе, могут решить свои временные проблемы. Например, в случае потери работы. Найти новую должность за год, который является льготным периодом платежей, им вполне по силам. Если, конечно, не будет новой волны кризиса.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (5466) от 27.05.2015.


Комментарии