Погладить тигра и остаться живым
Дополненная (AR) и виртуальная (VR) реальности - это новейшие технологии, которые отличаются друг от друга глубиной погружения в виртуальное пространство. Если AR лишь дополняет реальный мир искусственными элементами, то VR полностью погружает человека в заранее смоделированный мир, изолируя от реального. Благодаря этой технологии пользователи ощущают скорость воображаемого автомобиля, состояние полета на аэроплане или падения с обрыва, пробуют погладить тигренка в вымышленном мире, воспринимая его как реальный.
Сегодня подростки увлечены виртуальной реальностью в играх. Но уже завтра они применят эту технологию для того, чтобы научиться управлять даже космическим аппаратом.
ФОТО Доната СОРОКИНА/ТАСС
Обманщики мозга
Чтобы таким образом обмануть мозг, компьютерщики добиваются «материализации» вымышленного мира, воздействуя на органы чувств. Правда, пока успешно освоено воздействие только на зрение и слух. Для этого разработаны специальные компьютерные программы и устройства - например, специальные очки. Надев их, можно ощутить себя на вершине Килиманджаро или «залезть в шкуру» промышленного альпиниста, покрывающего золотом купол Исаакиевского собора.
С технической точки зрения развитие AR/VR-технологии сейчас находится на том же уровне, на каком сто лет назад был кинематограф. При этом и в мире, и в России аналитики фиксируют невероятные темпы роста AR/VR-рынка.
«Только за этот год количество российских компаний, так или иначе работающих с AR/VR-технологиями, увеличилось с 60 до 250, - констатирует руководитель Ассоциации дополненной и виртуальной реальности России Екатерина Филатова. - В основном такие компании сосредоточены в Москве и Петербурге, но свои проекты они реализуют по всей стране и в странах СНГ. Кстати, таким скачком интереса к нашей отрасли мы обязаны в том числе успешному шествию по миру игры PokemonGo, когда буквально за пару месяцев о существовании виртуальной реальности узнал весь мир».
Однако не менее успешным и более полезным с образовательной точки зрения проектом в области дополненной и виртуальной реальности можно назвать петербургский стартап одного из резидентов бизнес-инкубатора «Ингрия» - фирмы Pilligrim XXI (этот проект был запущен еще до явления покемонов миру). Суть специального приложения, созданного авторами, в том, что с помощью обычного смартфона пользователи могут увидеть утраченные архитектурные достопримечательности и «принять участие» в интерактивных реконструкциях значимых исторических событий.
Парк ливонского периода
Авторы проекта супруги Коргузаловы пару лет назад по заказу административных структур Латвии разработали мобильное приложение дополненной реальности для воссоздания замка Ливонского ордена, разрушенного в середине XVII века. Благодаря реализации этого проекта в неприметном латвийском городке с населением 4 тысячи человек туристический поток вырос на 30%.
«Потом мы «материализовали» Бастилию, чем несказанно обрадовали французов, которые устали от возмущенных требований неграмотных американских туристов «во что бы то ни стало предъявить им легендарную тюрьму». С появлением приложения проблема решилась естественным образом, - рассказывает Илья Коргузалов. - В Италии мы реконструировали Помпеи. А в родном Петербурге в рамках музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни» в дополненной реальности воссоздали историческую реконструкцию легендарного военного маршрута по Ладоге. Благодаря этому проекту вооруженные смартфонами или планшетами люди, стоя на берегу Ладоги, имеют возможность увидеть, как строилась и функционировала Дорога жизни».
Несмотря на видимый успех, отечественный рынок технологий AR/VR пока еще отстает от аналогичного рынка Европы или США на 2 - 3 года. Прежде всего отрыв наблюдается в функциональной эксплуатации технологий. Дело в том, что в России делается ставка на рекламно-развлекательную составляющую, а развлечения, игры и образование находятся в тени.
Тренажер-испытатель
За рубежом виртуальная реальность вошла в такие отрасли, как автомобильная и космическая промышленность, медицина, военно-промышленный комплекс. Одно из важных направлений использования AR/VR-технологий - создание на их базе тренажеров-симуляторов. Например, одна из немецких компаний автомобильной промышленности предлагает различные симуляторы, кейвы (cave) и комнаты виртуальной реальности. В них не только моделируется и тестируется интерьер автомобиля, но и проводятся виртуальные дорожные испытания. Некоторые промышленные компании используют виртуальную реальность для обучения сотрудников работе с дорогостоящим и травмоопасным оборудованием.
Безусловно, развитие и внедрение в бизнесе AR- и VR-технологий - достаточно кропотливый и сложный процесс, который требует немалых вложений от компаний, готовых использовать этот продукт. К сожалению, такая выгода не очевидна с первого взгляда. Поэтому инвестор скорее предпочтет использовать готовое и «обкатанное» решение, чем вкладываться в разработку эксклюзива.
Кроме того, в числе факторов, сдерживающих повсеместное использование этой технологии, - психологическая неготовность пользователей (слишком непривычно, нереально), техническое несовершенство устройств, недостаточное количество качественных программ.
По данным самых свежих исследований, представленных на первом в России международном фестивале виртуальной и дополненной реальности Unreal Fest, к 2018 году 40% всех технических устройств, которые нас окружают, будут иметь функцию, позволяющую работать с дополненной реальностью. А в 2021-м число таких устройств увеличится до 80%. Естественно, это внесет весомый вклад в процесс становления новой отрасли XXI века, свидетелями и непосредственными участниками которого нам посчастливилось быть.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (5785) от 12.09.2016.
Комментарии