Подземка с комфортом

Отличительной чертой самых развитых мегаполисов мира давно стал рельсовый общественный транспорт, проще говоря – метро. Россия в этой сфере занимает достойное место: московский метрополитен наряду с пекинским является крупнейшим в мире по суточному пассажиропотоку. Даже самое длинное метро планеты – нью-йоркское – значительно уступает московскому по числу перевезенных граждан. О том, почему наша подземка все еще отстает от столичной и что петербуржцам удалось сделать в московском метро, рассказал выходец с Октябрьской магистрали, бывший начальник первого в России депо скоростных электропоездов «Металлострой» и руководитель дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД», а ныне начальник Московского метрополитена Дмитрий ПЕГОВ.

Подземка с комфортом | ИНФОГРАФИКА Арсения КОСЦОВА

ИНФОГРАФИКА Арсения КОСЦОВА

– Дмитрий Владимирович, московское метро, одно из самых загруженных в мире, перевозит до 9 млн пассажиров в сутки. Петербургское – только 2,5 миллиона. Чем вызван столь крупный разрыв, ведь численность населения двух столиц отличается не в подобной пропорции?

– Если посмотреть на официальные показатели численности населения двух мегаполисов, то получается, что в Москве проживают почти втрое больше людей. К 12 миллионам жителей столицы прибавьте около 4 – 5 миллионов жителей ближайшего Подмосковья, многие из которых работают в Москве. Также нельзя забывать о гостях столицы и транзитных пассажирах, переезжающих на метро с одного вокзала на другой. Этим и объясняется разница объемов перевозок.

Как петербуржец могу назвать еще одну причину относительно небольшого (в мировом срезе) пассажиропотока в метро северной столицы. Оно не дошло до крупнейших «спальных» районов мегаполиса – Юго-Запад, Большая Охта и Пороховые. Жители этих мест предпочитают пользоваться наземным транспортом или личными авто.


– По сложившемуся мнению, метро в Москве строят быстрее, потому что не надо копать тоннели на глубине 40 – 60 метров. Является это единственной причиной отставания петербургской подземки от столичной или есть другие?

– Конечно, особенности строительства метро в Москве и Петербурге отличаются. Но и в столице метро долгое время строили глубоко под землей, есть станции с залеганием более 50 метров. Сегодня от этого практически отказались. Строить станции на небольшой глубине, или, например, строить «легкое» метро в разы дешевле, быстрее и не так энергозатратно.

Но смотреть нужно не только на развитие метро. В Москве реализуется целая программа по застройке: возводятся дороги, жилые микрорайоны, обновляется внешний облик столицы. Такого масштабного строительства Москва не видела много лет. А раз появляются новые жилые районы, люди хотят видеть там метро как можно быстрее. Поэтому выгодно строить станции на небольшой глубине.

Еще одна причина быстрого развития московского метро – использование большого числа проходческих щитов. Одновременно на строящемся участке той или иной линии задействуют до 10 таких щитов, всего их 17. В Петербурге этих щитов в несколько раз меньше. Более того, строительство станций неглубокого залегания позволяет отказаться от использования эскалаторов, что тоже значительно влияет на сроки и стоимость строительства.

Еще одна наша новация – строительство на третьем пересадочном контуре двухпутных тоннелей. Подобное в Москве применяется впервые.


– Насколько затратно и технически сложно содержание такой крупной системы метро, как московское?

– Столичное метро считается примером для мировых метрополитенов. У нас самые короткие интервалы между поездами в часы пик – до 90 секунд. Многие зарубежные коллеги приезжают посмотреть, как у нас тут все работает, и не скрывают восхищения. Мы гордимся современной программой подготовки кадров. Весной прошлого года открыли центр профориентации, куда может прийти каждый желающий и задать любой вопрос о работе метро, а опытные сотрудники помогут человеку подобрать подходящую ему рабочую специальность.


– Каковы перспективы развития системы московского метро на ближайшие 10 лет?

– Приоритетом в развитии метро на ближайшие годы станет возведение третьего пересадочного контура (ТПК) и строительство метро в «новую» Москву. Возведение второго кольца уже идет полным ходом и к 2025 году может завершиться. ТПК – это самый масштабный проект за всю историю московского метро. Строители возводят подземное кольцо, по сути – вторую кольцевую линию, которая серьезно разгрузит действующую, а также центральные участки радиальных веток. А вот значительно продлевать существующие ветки метро нет необходимости. Надо строить новые, что Москва и делает.

Еще один масштабный проект будет реализован на поверхности. В конце 2016 года мы ожидаем запуск малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД). Раньше данный участок использовался только под грузовые перевозки. Эту линию интегрируют с метрополитеном: будут единые билеты для проезда в метро и по железнодорожному кольцу. Это разгрузит радиальные ветки метрополитена, и жителям районов, где метро не предусмотрено, будет намного проще добираться до пересадочных станций.


– Качественный уровень метро определяется не только километрами линий. Становится ли столичная подземка более комфортной для пассажира?

– Наше метро меняется на глазах. У нас появилась служба, которая отвечает за комфорт и удобство пассажиров. Было создано подразделение по сопровождению пассажиров с ограниченными возможностями, пенсионеров, родителей с малолетними детьми, а также групп детей. На станциях появились автоматы для зарядки мобильных телефонов, аппараты по продаже продуктов питания и сувениров, разрабатывается удобная для пассажиров навигация. На одной из станций была установлена даже туалетная кабина. Недавно на метровокзале «Ботанический сад» мы установили звукопоглощающую кабину, в которой пассажир может спокойно разговаривать по телефону во время движения поездов.

Что же касается инноваций, то здесь метрополитен Москвы оказался первым в мире, где повсеместно был внедрен Wi-Fi. Сегодня зона покрытия беспроводным интернет-соединением успешно работает на всех 12 линиях метрополитена. Есть задумки распространить проект на платформы станций и в вестибюлях.

Безусловно, мы обновляем подвижной состав. С 2017 года на линии выйдут поезда новой модификации со сквозным проходом. К 2020 году у нас будет 768 новых вагонов. Не исключено, что часть новой техники для московского метро будет сделана в Петербурге, как это практиковалось в советские годы.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 006 (5623) от 18.01.2016.


Комментарии