Поднебесный паритет

В последние годы Китай воспринимается многими россиянами как самый перспективный торговый партнер. Но не все так гладко: в нынешнем году две наши страны планировали нарастить товарооборот до 100 млрд долларов, однако рекорда не случилось. Более того: в силу осложнения внешнеэкономической обстановки эта наша совместная коммерция слегка «заморозилась». Причины такого явления эксперты обсуждали на VI российско-китайском форуме «Бизнес с Китаем: оптовая торговля», прошедшем в Петербурге.

Поднебесный паритет | ФОТО Tatiana53/shutterstock.com

ФОТО Tatiana53/shutterstock.com

Сейчас в рейтинге ведущих торговых партнеров КНР Россия занимает лишь 9-е место, уступая США, Японии, Германии и даже Малайзии. В первом полугодии текущего года товарооборот между нашими странами составил лишь 44,5 млрд долларов. При этом российские компании продали китайским товаров и услуг на 21,57 млрд долларов, в нашу страну пришли товарно-материальные ценности на 22,93 миллиарда. То есть внешнеторговые связи распределились почти поровну.

Петербург долгое время оставался «приемщиком» китайских товаров и услуг, отправляя в Поднебесную лишь незначительную часть машин и оборудования. Нефти и газа, как мы знаем, в северной столице нет. Однако с недавних пор Пекин (который, кстати, китайцы тоже именуют своей северной столицей) стал получать все больше продукции made in St. Petersburg.

Так, по данным таможенной службы Северо-Западного федерального округа, в III квартале текущего года наши предприятия отгрузили в КНР товаров на 587 млн долларов, и этот показатель растет. Пока экспорт из Петербурга в Китай занимает не столь значимую долю во внешнеторговом обороте с КНР (3,7 млрд долларов), как это мы видим на примере России в целом. Но главное ведь – тенденция.

«Китайский рынок очень выгодный в первую очередь благодаря численности населения – 1,3 млрд человек, а средний класс Китая равен численности всего населения США, – сказал генеральный представитель компании «Альфа&Омега Групп» Чжао Тенсяо. – При этом нынешнее поколение китайцев достаточно быстро разбогатело. Показательно, что сегодня в Поднебесной не редкость специальные курсы для миллионеров, на которых учат, как грамотно тратить деньги».

В Китае очень востребованы российские драгоценные камни (особенно янтарь) и украшения, наша косметика.

Из-за плохой экологии в своей стране китайцы проявляют повышенный интерес к российским пищевым товарам, которые в КНР считаются экологически чистыми. Актуально российское детское питание, овощи, мед, молоко. Не так давно китайцы распробовали растительное подсолнечное масло, спрос на которое в этот сезон увеличился в пять раз.

Однако основную долю (более 60%) поставок из России в Китай по-прежнему составляют нефть и нефтепродукты, вторую популярную экспортную позицию занимает древесина, изделия из нее и древесный уголь и лишь третью – ядерные реакторы, товары оборонной и тяжелой промышленности.

Именно в последней из указанных категорий есть где развернуться петербургским компаниям, имеющим большой опыт поставок энергетических установок за границу. Сейчас КНР планирует заменить угольные электростанции на гидро- и газовые, а наши специалисты сильны как раз в области гидроэнергетики.

Меняется и структура закупок петербургских компаний в Китае. «Если еще год назад наши предприниматели везли готовые изделия (к примеру, одежду), то в этом году поставки в основном состоят из фурнитуры и ткани, – подчеркивает глава представительства по СЗФО компании Fabrik Corporation Сергей Алмазов. – Отечественные поставщики готовой одежды из КНР теперь открывают собственные производства в Петербурге и Ленинградской области. Это связано с тем, что если у нас подешевел рубль, то в Китае существенно выросла заработная плата. И если раньше китайская швея получала в пересчете на наши деньги 15 – 20 тыс. рублей в месяц, то сейчас это уже 30 – 40 тысяч. А за такие деньги выгоднее нанять квалифицированного петербургского мастера, который подойдет к работе творчески, да и контролировать его работу на месте проще».

По итогам III квартала 2015 года импорт в Россию из Китая в денежном выражении снизился на 36%. Основная статья китайского экспорта – машины и оборудование – «просела» на 40%. Кроме этого значительно уменьшились поставки текстильной и трикотажной одежды, обуви. Однако китайские экспортеры умудрились нарастить поставки в Россию мяса (на 291%), овощей (на 41%) и фруктов (на 10%).

Специалисты предупреждают: выйти на рынок Поднебесной петербургским производителям будет непросто. Китайцы очень большие консерваторы и не слишком охотно принимают незнакомые товары. При заключении контрактов они большое значение придают этикету и культурным ценностями как своей тысячелетней империи, так и соседних держав.

«Китайские бизнесмены обижаются, когда их российские партнеры в качестве официальных презентов преподносят водку, – резюмирует Чжао Тенсяо. – Нам очень интересна культура России в целом и Петербурга в частности. Поэтому от своих контрагентов мы ждем не водки, а сувениров с вашей символикой. А что касается сотрудничества, мы только за».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (5606) от 15.12.2015.


Комментарии