Главная городская газета

Поддали газу

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

Как рождаются «Лидер» и гиганты

Крыловский научный центр испытывает ледоколы будущего. За процессом наблюдал автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Строка в работу: в Петербурге появится гимн промышленности

В промышленной сфере Петербурга немало интересных новостей. В двух словах о насущном - в нашем материале. Читать полностью

Гостевым «скворечникам» быть

Компания, которая, предположительно, может быть связана с бывшим вице-губернатором, получит 8,7 га земли в Курортном районе за 71,6 млн руб. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил исковые требования ООО «Инвестиционно-строительное управление-19» (... Читать полностью

Неделя на биржах: доллар снова на коне

В минувший понедельник торги открылись с отметки 1150,5 пункта по РТС, а в пятницу завершились на уровне 1117 пунктов. Максимум периода (1157,8 пункта) пришелся на понедельник, минимум (1115 пунктов) - на пятницу. Читать полностью

Инвестклимат: Петербург поднялся на четвертое место

Северная столица вошла  в пятерку регионов с самым благоприятным для бизнеса климатом. Таковы результаты инвестиционного рейтинга Агентства стратегических инициатив (АСИ). Читать полностью

Эльвира Набиуллина: главное - удержать инфляцию

В Петербурге состоялся XXVII Международный финансовый конгресс - второй по важности событий в городе после Международного экономического форума. Подробности - в нашем специальном материале. Читать полностью
Поддали газу | Иллюстрация Alexsander Tolstykh/shutterstock.com

Иллюстрация Alexsander Tolstykh/shutterstock.com

В начале XXI века в северной столице было предпринято много попыток возродить промышленность на современном уровне. Немалая часть этих проектов, увы, почила в бозе. Однако одно из самых ярких начинаний – кластер автомобильной промышленности сумел с нуля развиться до равноправного коллеги и одновременно конкурента известных отечественных автозаводов. Сейчас доля Петербурга в общероссийском производстве легковых машин составляет 25%. Даже сложные экономические времена автозаводы северной столицы переживают лучше, чем их коллеги: в прошлом году выпуск легковушек в городе упал на 14,3%, а в среднем по стране автозаводы потеряли до 40% продаж.

Полный цикл

В нашем городе размещены четыре автопроизводства – заводы компаний Toyota, Nissan, Hyundai, Scania – совокупной мощностью 400 тыс. автомобилей в год. В основном они производятся для внутреннего рынка, однако некоторые автомобили, сделанные в Петербурге, экспортируются.

Так, завод Hyundai поставляет отечественные «Солярисы» в Египет и Ливан. Кстати, именно эта компания, одна из двух в Петербурге, заключила специальный инвестиционный контракт – СПИК (подробнее об этом читайте в номере от 13 января 2016 года). Напомним, такой инструмент позволяет обнулить налог на имущество и снизить налог на прибыль. Этот контракт призван сменить соглашение о промышленной сборке, по которому в нашем городе и создавались все автопредприятия с иностранными инвестициями.

Еще одна деталь: бытует мнение, что автокластер Петербурга состоит исключительно из сборочных цехов. Это не так: например, южнокорейский автозавод в Петербурге – производство полного цикла, степень локализации его продукции сопоставима с машинами из Тольятти.

Сейчас, конечно, автозаводам приходится «поджаться». Например, завод Nissan перешел на односменную работу. Этому предшествовало сокращение около 500 сотрудников – четверти работников предприятия. В компании прогнозируют, что возврат к двухсменному графику возможен «по мере восстановления спроса на рынке». При этом руководство компании не отрицает: экспортные направления сейчас прорабатываются.

Автопроизводители Петербурга и Ленинградской области даже в сложные времена выводят на рынок новые модели. Так, компания Ford Sollers в конце февраля представила образец опытно-промышленной партии автомобилей, оснащенных газобаллонным оборудованием. В качестве топлива используется сжиженная пропан-бутановая смесь. Автомобили, произведенные на заводе во Всеволожске, выполнены в двух вариантах кузова – универсал и хэтчбек.

Поясним: в странах Евросоюза таким оборудованием оснащаются модели Focus, C-Max, B-Max и Fiesta. Эти модели представлены на рынках Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Нидерландов, а особой популярностью пользуются в Италии. Автомобиль был адаптирован с учетом специфики российских дорог и калибровки двигателя российской версии нового Ford Focus. Особенность двигателя – его система газораспределения.

В ожидании спроса

По данным аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб», в январе 2016 года в Петербурге было продано 6,46 тысячи новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 22% меньше аналогичного показателя января 2015-го и соответствует, скорее, показателям первого месяца 2010 года. В те посткризисные времена петербургские дилеры реализовали чуть более 5 тысяч автомобилей. Очевидно, что новый автомобиль – вещь, мягко говоря, не первой необходимости. При этом пенять на какой-то кризис нельзя: происходящее сегодня падение продаж в России наблюдается уже третий год. По итогам 2015-го, по всей стране стали покупать на треть меньше машин, чем годом ранее.

Производственные мощности, созданные в нашей стране до 2015-го, полностью будут удовлетворять потребности внутреннего рынка вплоть до 2020 года, уверены эксперты. Даже при столь низком спросе автозаводы России не простаивают: их загрузка в среднем по стране составляет около 40%. У ведущих производителей мира – 85%. Столь высокий показатель обусловлен присутствием этих компаний на глобальных рынках.

«Конкурентоспособность российской автомобильной промышленности может обеспечить только активная экспансия на мировой рынок, и альтернативы этому в новой экономической реальности нет», – заявил Константин Евстюхин, директор по сопровождению экспортных проектов компании «Российский экспортный центр», выступая на минувшем в Петербурге форуме AutoInvest.

По его мнению, экспортный потенциал должен стать основой целевого сценария развития автопрома до 2025 года. Поэтому при разработке новой стратегии необходимо определить его роль на мировом рынке. Чем будет российский автопром – разработчиком технологий, крупным экспортером или поставщиком компонентов? Все это невозможно без должной поддержки со стороны государства.

«Создавая стратегию развития отрасли, необходимо стимулировать активность автопроизводителей на рынках стран дальнего зарубежья, а также создавать новые зоны свободной торговли (Вьетнам, Египет, Иран, Южная Корея, Израиль)», – уверен эксперт.

«Несмотря на то что общий спрос на автомобили упал ниже уровня 2009 года, правительству все же удалось предотвратить сценарий обвального падения рынка, – считает директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Наумов. – В этом году мы не только пойдем по сценарию поддержки 2015 года, но и проработаем новые меры».

Справедливости ради стоит отметить, что государство на определенных условиях предлагает программы льготного лизинга авто, обновления автомобильного парка, льготного кредитования. Кроме того, в России растет спрос на машины, работающие на газомоторном топливе. Переход на него также поддерживает государство. Однако другие проблемы автопроизводителям, как водится, придется решать самостоятельно.

МЕЖДУ ТЕМ

В России продолжается работа над проектом «Кортеж» – выпуска лимузинов для первых лиц государства, а также семейства автомобилей для широкого пользования. Разработчик – известный еще с советских времен, а ныне – ФГУП «НАМИ». В конце прошлого года было объявлено, что в 2016-м на этот проект будет выделено 3,7 млрд рублей. Планируется, что первая предсерийная партия представительских авто появится в конце 2017 года. Сборочную площадку предполагается разместить в Москве. Исполнителями проекта стали группа «Соллерс» совместно с корпорацией «Ростех» и «Росавто».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook