Подайте на проезд

Наш город буквально всколыхнула новость о том, что, возможно, стоимость проезда на петербургском общественном транспорте снова поднимут. С предложением увеличить цену жетона с 31 рубля до 40 выступил на так называемых нулевых чтениях проекта бюджета Петербурга на 2016 год ГУП «Петербургский метрополитен». Его предложение поддержали и другие перевозчики: ГУП «Горэлектротранс» и ГУП «Пассажиравтотранс». Поняв, что миллионы петербургских пассажиров не одобрят эту идею, чиновники попытались отыграть ситуацию, изобразив «работу над ошибками».

Подайте на проезд | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Петербуржцы с регулярным ростом цен за проезд уже свыклись. Но одно дело поднять с 25 до 28 рублей, и совсем другое – с 28 рублей в наземном транспорте и 31 рубля в метро до 40 за разовый проезд. А единый проездной на все виды общественного транспорта может подорожать с 2380 до 2850 рублей в месяц. Именно это и предложили три крупнейших ГУПа северной столицы, объяснив такую ситуацию чисто экономическими причинами.

«Несмотря на предлагаемый рост стоимости разового проезда (по предложениям комитета по транспорту – на 25 – 30%) и увеличение стоимости проездных билетов длительного пользования (по предложениям комитета – на 7 – 20% в зависимости от вида проездного билета и числа поездок), себестоимость перевозки одного пассажира в 2016 году будет, как и ранее, превышать стоимость разового тарифа», – пояснили в городской администрации.

Сами перевозчики повышение тарифов комментируют неохотно. Еще бы: новость о существенном для личного кошелька удорожании одного из базисных расходов петербуржцев не обрадует никого. Если учесть, что для большинства пассажиров того же метро нет транспортной альтернативы и им в любом случае придется покупать карточку.

Городские транспортники любят объяснять рост своих тарифов удорожанием проезда на маршрутках. Все знают, что с 15 июля 2015 года тарифы на коммерческих маршрутах в Петербурге повысились на 11%. Однако это не значит, что город должен в обязательном порядке сделать то же и в социальном транспорте. Ведь метрополитен строится исключительно на деньги города (читай – налогоплательщиков), троллейбусы, автобусы и трамваи закупаются ГУПами тоже не за свой личный счет. В отличие от маршруток, купленных или взятых в лизинг частными перевозчиками.

Получается, что пассажиры должны оплатить проезд в городском общественном транспорте дважды: первый раз – через налоги, на покупку подвижного состава, и второй – за то же самое, только через билет или проездной.

Представители власти по-разному оценивают ситуацию. Вице-губернатор Игорь Албин поручил профильным комитетам доработать экономические обоснования роста тарифов на общественном транспорте с учетом данных пассажиропотока, анализа себестоимости перевозки одного пассажира и провести сравнительный анализ подобных решений, принимаемых в других крупных городах России. В зажиточной Москве, к слову, плата за одну поездку при покупке проездных выходит дешевле, чем в Петербурге. Что, согласитесь, странно, если учесть 50-процентную разницу в зарплатах (не в нашу пользу).

«На самом деле мы могли бы уже давно ввести бесплатный проезд, как это делается во многих странах Европы, – сказал депутат петербургского Заксобрания Алексей Палин. – Вы посмотрите на субсидию единых проездных документов: город оплачивает 26 рублей из 35. Так не лучше ли довести эту цифру до 100 процентов, ведь предприятия все равно на этом не зарабатывают».

Бесплатный проезд для жителей города или страны сейчас введен в 450-тысячном Таллине. Был такой опыт и в наших некрупных областных центрах, однако там он закончился провалом: в социальных автобусах стало не протолкнуться, и этим быстро воспользовались маршруточники, заменив собой почти весь муниципальный транспорт.

В мегаполисах подобных экспериментов еще не ставили. Но если такое произойдет и человеческий фактор уйдет из экономических отношений в сфере транспорта, он станет одной большой статьей расходов. Которую, по законам менеджмента, надо оптимизировать. То есть – сокращать. Для этого можно ввести нормативы по средней загрузке вагона метро, трамвая, автобуса и троллейбуса – например, не ниже 80%. Остальные рейсы отменить. Нетрудно догадаться, что из этого выйдет.

Опрошенные нами горожане возможным поднятием цен возмущены. Кто-то принял решение окончательно пересесть на автомобиль, а кто-то – на велосипед (хотя в нашем климате его нельзя считать круглогодичным видом транспорта). «Как и любой горожанин, я не поддерживаю повышение цен на проезд, – поделилась петербурженка Анна Смеречук. – О рентабельности крупных игроков рынка заботится и государство, и банки, и пассажиры, оплачивая билет. А о горожанах не думает никто».

И в заключение – новость из зала суда. В конце июля 13-й Арбитражный апелляционный суд признал законным решение и предписание Санкт-Петербургского УФАС России, вынесенное в отношении комитета по транспорту. Антимонопольный орган установил, что в 2014 году комитет по транспорту применял специальный подход к определению размера субсидий для перевозчиков на маршрутах так называемой обеспечивающей транспортной сети. Единственным подобным предприятием в северной столице является ГУП «Пассажиравтотранс». Таким образом, комитет создал дискриминационные условия деятельности на рынке пассажирских перевозок для одних хозяйствующих субъектов и преимущественные – для других. Впредь комитет обязали производить расчет размера предоставляемых субсидий единообразно.


КСТАТИ

По данным петербургского комитета по транспорту, себестоимость перевозки одного пассажира автобусным транспортом в 2016 году составит 38,7 рубля, в то время как средняя доходность – 18,1 рубля. Себестоимость перевозки одного пассажира электротранспортом – 40,2 рубля при доходности 18,7 рубля. Себестоимость перевозки на метро – 43,4 рубля при средней доходности – 24,7 рубля.

Размер субсидии «Горэлектротрансу» в 2016 году составит 4,9 млрд рублей, что на 2,5% больше, чем в 2015-м. Субсидия «Петербургскому метрополитену» увеличится на 21,5% по сравнению с 2015 годом – до 10,5 млрд рублей. Субсидия «Пассажиравтотрансу» в следующем году сократится на 8,5% (443,2 млн рублей) по сравнению с прошлым годом и составит 4,7 млрд рублей.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (5517) от 07.08.2015.


Комментарии