Главная городская газета

Почем «чай» для горничной

Свежие материалы Экономика

Казну послали в банк

Две трети регионов России лишатся доступа к почти бесплатным финансовым ресурсам.

Читать полностью

Скидки студентам от копицентров OQ и ISIC

Петербургская полиграфическая сеть OQ присоединяется к дисконтной программе Ассоциации ISIC. Читать полностью

Петербург идет на биржу

Город может эмитировать облигаций на 45 миллиардов рублей.

Читать полностью

Как деньги в «Югре» заблудились

...но потом благополучно вернулись к хозяйке.

Читать полностью

Пластик доверия

Попытки удержать экономический рост, невзирая на сложную внешнеэкономическую обстановку, определили финансовые тенденции России и мира в последнее время.

Читать полностью

Без сауны за душой

Почему финское строительство стало популярным у петербуржцев и чем эти жилища отличаются от хельсинкских.

Читать полностью
Реклама
Почем «чай» для горничной | Иллюстрация dvoenore/shutterstock.com

Иллюстрация dvoenore/shutterstock.com

«Жил в отеле в Петербурге: горничной никаких чаевых не оставил, потому что разбудила меня стуком в дверь в 7.30, несмотря на табличку «Не беспокоить», – пишет в одном из отзывов гость города на Неве. – Когда спросил, почему не обратила внимания на табличку, ответила: «Думала, вы уехали и забыли ее снять»...

Официальный отель Эрмитажа. W St. Petersburg. «Кемпински Мойка 22». Отель «Санкт-Петербург». Golden Garden Boutique Hotel. Four Seasons... И еще десятки других. Что их объединяет? Среди прочего постоянный дефицит кадров низового и среднего звена, которые заняты непосредственным обслуживанием гостей нашего города.

По экспертным оценкам, только горничных для работы в питерских отелях сегодня требуется около 200. А в целом количество вакансий, открытых в гостиницах и связанных с ними предприятиях, превышает тысячу. О том, почему возникла такая ситуация, мы говорим с директором филиала Российской гостиничной ассоциации по Петербургу и Ленобласти Алексеем Мусакиным.

– Опытных и квалифицированных специалистов сферы гостиничного бизнеса и в самом деле не хватает, причем дефицит охватывает многие кадровые позиции, – согласен он. – Вызван он двумя основными причинами – отсутствием связи между системой обучения и реальным делом, а также явным превосходством теории над практикой. Да, 30% сотрудников отелей закончили профильные вузы и получили «гостиничные» дипломы, в то время как остальные 70% имеют другое образование. Но разницы между их подготовкой нет никакой...

По словам эксперта, сейчас обучением специалистов в Петербурге заняты многие вузы (как государственные, так и частные), однако львиная доля преподающих гостиничное дело – чистые теоретики, ни дня не работавшие по профилю. Этому способствуют и программы подготовки, в которых практике отводится менее 30% объема, остальное приходится на знания, почти не востребованные в реальности.

– В программы бакалавриата запихивают все что ни попадя, а необходимых знаний и навыков почти не дают, – считает Мусакин. – Недавно ко мне приходил один из выпускников профильного вуза, и в ходе собеседования выяснилось: за все время обучения на практике в отеле он ни разу не был, опыта работы по специальности нет. Вообще... А по поводу английского языка кандидат сказал, что «когда-то в школе проходил». Я, конечно, могу обучить и взять его на работу администратором, но он ведь не пойдет – зарплата не та. Потому что, отучившись четыре года за деньги, молодой человек рассчитывает на заработок как минимум 50 тысяч рублей в месяц. Хотя реально «стоит» вдвое меньше...

Эксперт уверен: в нынешней ситуации работодателям выгоднее принимать выпускников колледжей, имеющих больше практического опыта. И меньше ничем не подкрепленных зарплатных амбиций. Или вообще брать «непрофильных» людей, из которых легче подготовить специалиста. Именно так поступает одна из западных гостиничных «цепочек». «От вас нужны большое желание работать и быть полезными гостям, остальному мы научим», – звучит ее предложение. Вывод Алексея Мусакина однозначен: пока обучать будущих сотрудников отелей в России будут «чисто теоретически», надеяться на повышение качества выпускников не приходится.

Эксперт приводит еще один пример: в рамках лабораторной работы в одном из известных вузов студентам нужно было посчитать налог на прибыль в отеле. Считают. Прибыль получается отрицательная – значит, сработали в убыток. «Самое интересное происходит после, – говорит Мусакин. – Они, не моргнув глазом, и налог с прибыли получают отрицательный: по их выводам, это налоговая инспекция должна гостинице доплатить...»

Что касается горничных, то тут все просто: работа физически тяжелая и малооплачиваемая, поскольку даже в отелях уровня пять звезд им редко предлагают больше 25 тыс. рублей в месяц. Обычно – от 18 тыс. Если учесть, что за смену надо убрать 15 – 20 номеров, буквально вылизав их, желающих занять такие должности немного. При этом брать всех подряд, как это нередко бывает с обычными уборщицами, нельзя: горничные имеют дело с личными (порой весьма дорогими) вещами гостей. Случись что – страдает не столько конкретный исполнитель, сколько имидж гостиницы.

– Пользоваться же услугами аутсорсинговых компаний практически невозможно, так как надо иметь дело с надежным персоналом, – поясняет Мусакин. – Набрать нужное количество горничных бывает очень сложно – горожане на такую работу соглашаются редко, а надеяться на приезжих, которые в любой момент могут уехать, не приходится. Нередко отели переманивают их друг у друга, предлагая чуть лучшие условия.

Это могут быть льготное (или бесплатное) питание, униформа, возможность участия в корпоративных мероприятиях. И даже теоретическая перспектива карьерного роста. А кроме того, вероятность получения дополнительных доходов в виде оплаты услуг (за глажку одежды, к примеру) и чаевых. Однако тут есть некоторые тонкости: горничные, владеющие иностранными языками и действительно понимающие, что такое гостеприимство (а значит, общительные, улыбчивые и всегда готовые прийти гостю на помощь), могут рассчитывать на большее как в смысле доходов, так и карьеры. И получается, что без образования тоже не обойтись.

Алексей Мусакин уверен: в вузах, которые штампуют никому не нужных «специалистов», необходимости нет. «Пусть будет больше профильных колледжей и 1 – 2 «гостиничных» факультета на город или регион, в которых люди, уже получившие опыт, могли бы повышать квалификацию, – полагает он. – И, конечно, нам крайне нужны учебные гостиницы. Не в виде аудиторий с пятью кроватями, а реально действующие объекты, в которых живут люди. Где, пройдя всю кадровую цепочку снизу вверх, будущие управленцы как раз и могли бы изучать реальный бизнес, начиная с должностей горничных и администраторов».

МЕЖДУ ТЕМ

РГПУ им. Герцена при поддержке Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии проводит серию образовательных мастер-классов «Школа практического турбизнеса и гостеприимства». В ее рамках студенты напрямую общаются с профессионалами-практиками, представляющими как различные направления туризма, так и систему гостеприимства.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook