По заветам Робин Гуда
Наш сегодняшний собеседник занял пост главного распределителя средств второго мегаполиса России с марта этого года, сменив на посту Эдуарда Батанова, который был ответственным за городской бюджет около 10 лет. Многие пеняют на молодость его сменщика: новому председателю 28 лет. Что, впрочем, не помешало ему получить опыт работы в британской консалтинговой компании Ernst & Young и быть экономическим советником губернатора. О том, как северная столица будет тратить свои деньги в ближайшее время, нашему корреспонденту рассказал председатель комитета финансов Санкт-Петербурга Алексей КОРАБЕЛЬНИКОВ.
Еще не придумано такого города в мире, которому денег хватало бы на все. Вот и Северная Пальмира с ее 450-миллиардной казной вынуждена обходить финансовые ямы, выбирая между расходами текущего момента и завтрашнего дня.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
– Алексей Алексеевич, вы совсем недавно на новой должности. Собираетесь ли, как ваши коллеги из экономических комитетов, внедрять какие-то инновации в финансовом секторе?
– Управление финансами подразумевает разумный консерватизм. Поэтому революционных преобразований, скорее всего, не будет. Но существуют направления, где потребуются определенные изменения, ориентированные на большую открытость бюджетного процесса, на привлечение больших доходов в бюджет города. Я призываю своих коллег мыслить нестандартно, придумывать новые подходы. Это могут быть налоговые льготы или новые региональные сборы, которые могли бы подтолкнуть людей к эффективному использованию собственности.
– Но вы не сможете «изобрести велосипед», ведь федеральным законодательством предусмотрены определенные рамки...
– Действительно, у нас есть ограничения. Но я не считаю, что их невозможно преодолеть. Если у городской администрации появляются идеи, направленные на повышение эффективности нашей работы, мы не боимся выступать с соответствующими предложениями на федеральном уровне, чтобы корректировать законодательство.
Приведу пример. Сегодня у нас бюджетный кодекс ограничивает возможности бюджета с точки зрения предоставления кредитов и займов юридическим лицам. Но случаются ситуации, когда было бы экономически целесообразно предоставлять не безвозмездные выплаты определенным организациям в виде субсидий, а деньги на возвратной основе. Речь идет о петербургских государственных унитарных предприятиях (ГУПах) и о проектах государственно-частного партнерства. Предоставление бюджетных кредитов по более низким ставкам позволит повысить эффективность этих проектов.
– Идут ли федералы вам навстречу?
– Когда как. Когда федеральные министерства принимают ту или иную норму, то ориентируются не только на Петербург, но и на Россию в целом. Они анализируют, как определенное решение повлияет на все регионы. Исторически Минфин – довольно консервативное министерство, поэтому переговоры идут непросто. Но предлагать инициативы мы можем не только через Минфин — губернатор и Законодательное собрание Санкт-Петербурга также имеют определенные полномочия.
– Петербург традиционно имеет высокий кредитный рейтинг, что значительно повышает шансы на финансовые маневры. Будет ли это как-то использоваться?
– Мы намерены сохранять политику сокращения долга или поддержания его на разумном уровне. Сегодня долг Петербурга составляет 3,5% от доходной части бюджета (третье место по стране). Не хочется этот долг увеличивать. Конечно, объем заимствований во многом зависит от того, как будет развиваться экономическая ситуация в стране и городе, а также от исполнения бюджета. На это, кстати, влияет и помощь со стороны федерального бюджета.
По результатам девяти месяцев текущего года нам станет понятно, какой объем придется привлекать на открытом рынке. Однако мы будем подходить к новым заимствованиям очень аккуратно: в ближайшие годы их должно стать меньше. И хотя экономическая ситуация в стране немного стабилизировалась, полной уверенности в росте все же нет.
– Целесообразно ли размещать на фондовом рынке облигации петербургских ГУПов?
– Сейчас мы проводим анализ эффективности деятельности городских ГУПов. Как только будут результаты, мы, возможно, пересмотрим их политику по части заимствований. Тогда станет ясно, нужно ли их реорганизовывать или как-то видоизменять.
– Планирование бюджета это всегда борьба двух сил: сторонников увеличения социальных трат и расходов на инфраструктуру. Как вы планируете соблюсти паритет?
– В долгосрочной перспективе мы будем стремиться менять это сочетание в пользу расходов на развитие. Сейчас же у нас определенные, исторически сложившиеся ограничения и бюджет социально ориентированный. Его внушительную долю составляют именно социальные выплаты и выплаты зарплат бюджетникам. И в ближайшие годы изменить эту ситуацию не удастся по одной простой причине: существуют майские указы президента, которые подразумевают достаточно резкое повышение зарплат в бюджетной сфере.
Но, чтобы город развивался динамично, мы будем оптимизировать работу бюджетных учреждений. При правительстве Петербурга есть комиссия по инвентаризации государственного имущества. Мы хотим подойти рационально: проанализировать, в частности, насколько социальные выплаты востребованы среди горожан. Если мы этого не увидим, будем действовать, как некий Робин Гуд – забирать деньги у богатых и отдавать их бедным. То есть перераспределять бюджетные социальные выплаты между теми, кто действительно в них нуждается.
– Больная тема – строительство петербургского метро. То денег не хватает, то сроки переносятся – в общем, все недовольны. Можно ли заранее четко рассчитать сумму, источники финансирования и сроки, чтобы не было неразберихи?
– Конечно, лучше изначально отталкиваться от реальных сумм. У нас создана комиссия по повышению эффективности бюджетных расходов, которая будет анализировать Госпрограммы. Мы взаимодействуем с Государственной административно-технической инспекцией – в конце года она вместе с исполнительными органами власти составляет адресный перечень объектов, которые возможно построить. Для нас этот перечень в приоритете.
Но порой случаются объективные обстоятельства, которые не позволяют выполнять намеченное: перенос конкурсов из-за претензии ФАС, имущественно-правовые вопросы, банкротство подрядных организаций. Это классический форс-мажор, который тоже влияет на исполнение бюджета. Но все строительство, особенно – метро, у нас идет в соответствии с проектной документацией, которая утверждена Росгостехэкспертизой.
– Доходная часть бюджета в основном формируется за счет предприятий. Что влияет на инвестиционную привлекательность города в целом?
– У нас по-прежнему много предприятий, которые заинтересованы в том, чтобы вести бизнес в нашем городе. Когда предприниматели решают открывать бизнес, они руководствуются экономической целесообразностью: считают доходы и расходы. Если говорить о доходной части, то наш город очень перспективный. Например, у нас хорошо развита логистика – значит товар можно быстро отправить за рубеж или в другие регионы России. А расходная составляющая многолика: она включает арендные ставки, зарплату, налоги и прочие траты. Недавно мы приняли новый пакет налоговых льгот и продолжаем работать в этом направлении дальше – для развития приоритетных отраслей экономики.
– Бюджет – это сумма макроэкономических показателей, которые для простых людей сродни китайской грамоте. Считаете ли вы целесообразным «бюджетный всеобуч»?
– Мы не просто считаем целесообразным, но уже занимаемся этим. Сайт нашего комитета обновляется, он станет более понятным для простых горожан. Сегодня петербуржцы могут ознакомиться с ограниченным списком документов – законом о бюджете и сопровождающими его документами. А вот обоснования конкретных целевых статей они там не найдут. В скором будущем мы хотели бы вовлечь петербуржцев в процесс принятия решений через возможность самостоятельно анализировать данные. Мы готовим к публикации бюджет для граждан – это аналитика в доступной и понятной форме. На следующем этапе дополним его информацией об исполнении бюджета.
МЕЖДУ ТЕМ
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги Петербурга в иностранной и национальной валюте на уровне BBB-, краткосрочный в иностранной валюте F3 и национальный долгосрочный рейтинг AAA(rus). При этом городские власти прогнозируют, что петербургская экономика в 2015 году вырастет на 2,6 – 3,7%, а в 2016 – 2017 годах – на 3,5 – 5%.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (5478) от 15.06.2015.
Комментарии