Платформа для первого шага

Наша газета не раз возвращалась к теме сохранения ленинградских брендов. Речь идет о предприятиях, которыми гордился наш город. Увы, далеко не все из них нашли свое место в рыночные времена. Хаотическая приватизация, ставшая де-факто раздачей «акций-фантиков» сотрудникам предприятий, привела к скупке заводов финансовыми спекулянтами и банкротству предприятий. Обувная фабрика «Скороход» – одна из тех, кто выстоял и развивается.

Вот только рыночный сегмент сузился до изделий для детей.

О том, как предприятие сохранило ленинградский бренд и насколько конкурентоспособны петербургские производители, нашему корреспонденту рассказал генеральный директор компании «Скороход» Вадим БОЧКАРЕВ.

Платформа для первого шага | Детские ботиночки, сделанные в северной столице, максимально адаптированы к нашим погодным условиям и чаяниям малышей. В них даже можно долго прыгать по лужам... ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Детские ботиночки, сделанные в северной столице, максимально адаптированы к нашим погодным условиям и чаяниям малышей. В них даже можно долго прыгать по лужам... ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

От пятки до подошвы

– Вадим Геннадьевич, что сейчас происходит на рынке детской обуви Петербурга и России?

– В нашем городе все примерно так же, как и по всей стране. До кризиса 2008 года рынок на 70% принадлежал поставщикам из Юго-Восточной Азии, преимущественно – Китая. За последующие шесть лет их доля постепенно снижалась: из-за финансовых изменений в КНР азиатское ценовое преимущество сокращалось. Девальвация рубля ситуацию кардинально изменила, и я с уверенностью могу сказать: выпускать сегодня кожаную обувь в России выгоднее, чем в Китае или других странах Азии. Поэтому для хорошо оснащенных отечественных предприятий, которые знают рынок, сейчас самое время развиваться. Влияет на этот процесс и фактор потребительских предпочтений: люди стараются покупать наше.

– При этом родители стали выбирать совсем другую обувь для детей, нежели ту, в которой ходили сами?

– Да, и это касается в первую очередь мам. Они стараются выбирать отечественных производителей, ориентируясь на качество, соответствие обуви ГОСТ, прислушиваясь к рекомендациям ортопедов и других специалистов. Конечно, чем старше становится ребенок, тем проще мамы подходят к выбору его обуви. Но на первых порах именно так.


– Почему вы делаете обувь для малышей и для детей постарше только из натуральной кожи?

– С того момента, как ребенок становится на ноги, он может сменить до пяти-шести пар обуви в год, потому что размер меняется, как правило, каждые три-четыре месяца. Если средства родителей не позволяют, малышу можно купить обувь из искусственной кожи, но только открытую. А закрытую все же стоит брать натуральную. Пока еще ничего лучше этого материала никто не придумал.


– Во что в идеале должны быть обуты наши дети?

– В обувь, которая изготовлена по ГОСТ, гибкую, с небольшим каблучком и возможностью регулировки и фиксации пяточной части. Между пяткой и подошвой обуви должен проходить стержень от ручки, но не палец. Обувь обязательно должна быть подобрана по размеру. А самое лучшее – это давать ребенку больше ходить босиком. Даже в большом городе – по земле, траве, песку, плитке. Так стопа сможет испытать различные нагрузки в естественных условиях и адаптироваться к ним.

Научно обоснованная стелька

– Вы шьете обувь не только для россиян, но и на экспорт, даже в Евросоюз. Но у тамошних жителей другие запросы...

– Мы пробуем себя на экспортном рынке и учимся. В Западной Европе многое по-другому. Там не понимают, что такое ортопедическая обувь. Там более яркая обувь. Если у нас больше голубых и розовых цветов, то в Европе все пестрит желтым, оранжевым, зеленым. Там больше спортивных форм. Наша же обувь более устойчивая, фундаментальная. Если в России некий материал запрещено использовать в качестве подкладки, там вы его наверняка найдете. Но, я думаю, нам стоит перенять опыт передовых европейских компаний по части дизайна и внедрения новых материалов.


– Ваша фабрика сотрудничает с Научно-исследовательским детским ортопедическим институтом имени Г. И. Турнера. Вы хотите выпускать ортопедическую обувь?

– Ортопедическую обувь мы не делаем, и вот почему. В 2014 году создан российский ГОСТ на ортопедическую обувь. Согласно этому документу, такой может быть только та обувь, что имеет индивидуализированные элементы. То есть сделана специально под проблему конкретного человека, в нашем случае – ребенка. Все остальное ортопедической обувью не имеет права называться, хотя мы видим это слово сплошь и рядом.

Однако в сознании российских мам почему-то глубоко засело слово «ортопедический». Даже если у ребенка нет проблем с походкой, наши мамы готовы устроить ему профилактику ортопедических заболеваний. Но родителям не нужно забывать, что у всех детей ноги разные. И индивидуальные проблемы не решить ношением стандартной обуви, пусть даже сделанной правильно.


– В чем тогда смысл сотрудничества с медиками?

– В запуске в производство специализированной коллекции обуви. С 2014 года у нас действует проект «Здоровые ножки», в рамках которого мы сотрудничаем не только с петербургским НИИ имени Турнера, но и с детскими поликлиниками и дошкольными учреждениями Московского района. Дети, живущие там, могут провести у нас обмеры стоп. В результате получаются так называемые электронные стельки. База данных поможет нам усилить научно-исследовательскую часть нашей работы.

Искусственная натура

– В то время как петербургские фабрики занимаются исследованиями, большинство наших детей носят массовую продукцию из Азии?

– Поставки из этого региона сильно сократились. Если раньше поставлялась вся возрастная и видовая линейка, то сейчас крен сместился в сторону более дешевой продукции из искусственных или квазинатуральных материалов. В России плохо развита индустрия синтетических материалов, поэтому и предприятий, которые бы делали обувь из такого сырья, почти нет. Те, кто прежде поставлял продукцию из этого региона, активно ищут фабрики в России для размещения контрактных заказов.


– Все мы знаем, что у родителей есть вопросы к китайским игрушкам. А насколько безопасна их обувь?

– Тут однозначного ответа нет. Приведу любопытные данные петербургского Роспотребнадзора. В 2014 году 70% всех обращений граждан в этот орган по поводу качества потребительских товаров касалось обуви. На втором месте – бытовая техника. Рынок ремонта обуви в 2015 году в нашем городе составил 1 млрд рублей, а той же бытовой техники – 200 млн рублей. Не забывайте, что по-прежнему основной поставщик импортной обуви в Россию – Китай. Думаю, по таким косвенным признакам можно судить о том, какая обувь поставляется в нашу страну.


– Но у нас же есть законодательство, регулирующее эту сферу...

– Существующий технический регламент Таможенного союза (ТС) от 2011 года, требования Роспотребнадзора и созданная в прошлом году организация «Роскачество» призваны защитить россиян от некачественных и небезопасных товаров. На мой взгляд, техрегламент ТС в части детской обуви недоработан. Документ требует от обувщиков, чтобы в коже был минимум определенных элементов, например, хрома, цинка и формальдегида. А вот у кожевенников, то есть тех, кто непосредственно производит кожу, таких требований нет.

Не решен вопрос и с требованиями по массе обуви. На взгляд обувщиков, в техрегламенте просто допущена ошибка. Там написано, что обувь для малышей должна по весу примерно равняться пинеткам, то есть практически носкам. А это невозможно, ведь обувь сделана из кожи, а не из текстиля. В советском ГОСТ было сказано, что весить обувь должна на 5% больше или меньше утвержденного образца. То есть там не было указания на массу в граммах.

Сейчас уполномоченные органы власти работают над предложениями, которые сформулировало профессиональное сообщество. Я уверен: ситуация будет меняться, хотя и небыстро.


– Вы являетесь одним из инициаторов внесения изменений в ГОСТ, который касается спилока. Что это?

– Спилок – это слой натуральной кожи, который получается за счет спиливания нижней ее части. Тут нужно пояснить. Изначально кожа – это довольно толстый материал. Исходное сырье может достигать толщины 3 – 4 мм, кожа тяжелого развеса – до 5 мм. То, что называется натуральной кожей, – верхний ее слой. В нем сосредоточены все положительные качества этого материала: он прекрасно тянется, обеспечивает хорошую гигиену, формуется по стопе.

Спилок – это шершавый, совсем иной по качеству материал: он не тянется, у него гораздо более скудные гигиенические свойства, не такой презентабельный внешний вид. Да, это тоже кожа, и непрофессионал не может определить ее на глаз в готовом изделии. Спилок хорош для изготовления рабочей обуви и рукавиц, но не обычной обуви.

Отличаются эти материалы и по цене. Так, 1 кв. дм верхнего слоя кожи стоит 20 рублей, спилока – 3 – 4 рубля. В российском ГОСТ указано, что спилок фактически можно только красить, и это в условиях постоянного дефицита кожаного сырья. Но, как говорится, голь на выдумки хитра: поставщики из Азии научились обрабатывать спилок. Они приклеивают сверху полимерную пленку. И отличить такую работу от натуральной кожи практически невозможно.

Кстати, вы можете встретиться с таким товаром в крупных российских сетях, продающих спортивные товары. На этикетке вместо «кожа» будет написано «кожа п/у». Под этим загадочным «п/у» подразумевается полиуретан – искусственный материал. Это та самая пленка из полимерных материалов, которая покрывает спилок. В соответствии с существующими правилами маркировки такой товар может называться полноценной кожей, что и вводит потребителя в заблуждение.


КСТАТИ

По данным компании «Обувьпром», российский рынок детской обуви – это около 100 млн пар в год. Из них примерно 12% производят российские предприятия, а официальный импорт составляет лишь 23%. Согласно статистике Федеральной таможенной службы, ежегодно в Россию ввозится детской обуви на 1,9 млрд долларов, тогда как объем продаж оценивается в 20 – 24 млрд долларов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (5718) от 08.06.2016.


Комментарии