Платеж с наценкой

Петербурженка Н. позвонила в редакцию, возмущенная неожиданным побором. Она зашла в магазин купить что-то из бытовой техники (что конкретно – не уточнила, да и неважно это). Будучи человеком современным, дама, расплачиваясь, достала банковскую карточку и услышала, что помимо указанной на ценнике суммы ей надо будет заплатить еще 3% от цены покупки. «За что?» — неприятно удивилась она. «Это дополнительная комиссия за расчет по карточке. Товар без наценки отпускается только при оплате наличными», – ответили ей.

Платеж с наценкой | ФОТО Vepar5/shutterstock.com

ФОТО Vepar5/shutterstock.com

То ли женщине срочно была нужна вещь, то ли цена даже с учетом переплаты в несколько сотен рублей была привлекательна, но покупательница согласилась. Через день она же пошла за покупками в маленький зоомагазин. Купила там что-то по мелочи – где-то на сто рублей. И услышала слезную просьбу продавщицы: «Пожалуйста, заплатите деньгами, не карточкой!» Сторублевка как раз нашлась в кошельке, и девушку покупательница выручила, но вопросы остались.

Откуда такая дискриминация «пластика»? Президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович, которому мы рассказали о произошедшем с нашей читательницей, был возмущен, особенно – первым эпизодом с непонятными тремя процентами.

«Не должно быть такого! Незаконно брать что-то с клиента. Цена за нал и по карте должна быть одинаковой для потребителя. Взаимодействие банка и торговой точки покупателя не касается. Расходы по обслуживанию карты – эквайрингу – обычно составляют 1,5 – 2% от платежа, но они не служат основанием накручивать цену. Если такое случилось, это прямое нарушение, надо жаловаться, судиться. СМИ должны разъяснять людям их права», – сказал Джикович.

Председатель ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов признает, что некоторые торговцы действительно добавляют несколько процентов к цене товара и услуги, если покупатель расплачивается банковской картой. Этот эксперт согласен с тем, что такая практика нарушает правила игры. В чем же причина?

«Так продавцы пытаются переложить комиссию, которую с них взимает банк-эквайрер (который установил терминал оплаты картами на кассе), на потребителя. Подобная практика незаконна. В соответствии с частью 4 статьи 16.1 закона «О защите прав потребителей», цена товара или услуги не может зависеть от способа оплаты. Подобные наценки не устанавливаются ни банками-эквайрерами, ни банками-эмитентами и являются самостоятельной инициативой магазинов», – пояснил Достов.

Эксперт акцентирует внимание на том, что продавец ранее уже заложил комиссию за инкассацию наличных в исходную цену товара (ту, что на чеке). Поэтому, добавляя проценты, держателя карты фактически просят оплатить две комиссии: за прием карты и за инкассацию. А это уже «двойной грабеж» клиента.

Мы связались со специалистами банка – эмитента карты обратившейся к нам читательницы. Они сразу же потребовали назвать адрес магазина для принятия мер. И тут – вот чудеса! – ситуация в магазине, где с нашей Н. взяли комиссию, резко изменилась. Руководство торговой сети заявило, что трехпроцентная комиссия была инициативой конкретного работника, деньги взяты незаконно и магазин готов их вернуть.

Как рассказали нам в банке-эмитенте, проблема незаконных комиссий в России актуальна. Возможно, это побочный эффект роста числа торговых точек, принимающих в оплату банковские карты (за всеми не уследишь).

Прояснилась и ситуация с просьбой платить наличными: торговым точкам иногда нужны банкноты, чтобы расплатиться законным способом с поставщиками. Чаще это применяется субъектами малого бизнеса. Бывает, что индивидуальный предприниматель — владелец магазина выплачивает наличными в конце рабочего дня зарплату своим продавцам.

В общем, не только у монеты есть обратная сторона. У карточки тоже.


КСТАТИ

Покупатель, столкнувшийся с практикой взимания комиссии в торговой точке за оплату банковской картой, должен:

а) обратиться в отделение Роспотребнадзора, приложив доказательства взятия комиссии;

б) обратиться в банк, обслуживающий терминал в данном магазине. Наценки за оплату картой нарушают соглашение, заключенное предприятием торговли с банком. Банк найдет способы наказать нарушителей.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (5518) от 10.08.2015.


Комментарии