Платье до пола. Восток на Руси

Три небольшие комнаты, соединенные коридором, это и мастерская, и швейный цех, и место для встречи гостей. В первой разместился шоу-рум с готовыми изделиями, аккуратно развешанными на вешалках, на полках красуются аксессуары. Во второй царит творческий беспорядок: на стенах висят лекала, на столе лежат еще не законченные платья и юбки, стопкой уложены кусочки натуральной кожи, из которых скоро появятся сумки. Практически все это Атикат Лабазанова и две ее дочери Патимат и Аминат делают своими руками.

Платье до пола. Восток на Руси  | ФОТО Sergey Nivens/shutterstock.com

ФОТО Sergey Nivens/shutterstock.com

Коренная петербурженка Атикат шьет всю свою жизнь. «Я начала шить с четвертого класса. Сначала это было хобби, которое позже переросло в профессию, – вспоминает она. – Образование я получила еще в советские времена, когда этому ремеслу обучали настоящие профессионалы, они научили меня многому. Тогда мы ходили в училище для получения бумажки, а всю практику нарабатывали на производствах».

После окончания заведения, которое сегодня называется Петербургским лицеем моды, Атикат получила диплом по специальности «Портной женской верхней одежды с умением кроя». После долгой практики в доме пионеров и школьников и работы в легендарном ателье «Ленинградодежда» она вышла замуж и уехала в Дагестан. Там устроилась на трикотажную фабрику «Красная звезда» в Буйнакске.

К тому времени, как в семье появилось трое детей, наступили перестроечные времена и 1990-е. В тяжелые для всей страны годы приходилось сидеть дома и шить по заказам соседок. После первой Чеченской войны семья решила вернуться в Петербург. На родине Атикат устроилась на производство молодежной одежды, позже – в «Петербургский стиль». За это время пришлось осваивать смежные специальности швеи, закройщицы и фурнитурщицы. В жизни семьи был период, когда одежда вообще не покупалась: все шили сами. «Мой муж шутил, что, если я буду шить еще и обувь, мы вообще перестанем ходить по магазинам», – с улыбкой вспоминает Атикат.

По стопам матери пошли обе ее дочери, став модельерами-конструкторами одежды и пройдя учебу в инженерной школе одежды при Университете технологии и дизайна. Женщины вместе создали настоящий семейный бизнес, причем исключительно женский.

Свою компанию они организовали в 2009 году под руководством старшей дочери Патимат. Помогала им лишь небольшая компания специалистов. «Мы вообще не планировали сначала шить исключительно мусульманскую женскую одежду», – вспоминает Патимат. Во время учебы она участвовала в конкурсах молодых дизайнеров и модельеров с коллекциями простой женской одежды.

«В 2010 году мне захотелось показать жюри то, чего они раньше не видели на своих подиумах. Хотелось рискнуть и представить художественную коллекцию, в которой бы присутствовали исламские мотивы, дух исламской женщины», – продолжает она. Неожиданно для самих авторов коллекция заняла первое место. Это и послужило толчком для развития этой идеи. Позже родилась и другая необычная коллекция – «Восток на Руси», которая пользовалась большой популярностью.

«Однако мы не позиционируем себя как производитель исключительно исламской одежды. Наши клиентки – это женщины, которые ценят скромность, красоту и практичность», – поясняет Атикат. Приходят сюда и христианки, и атеисты: религиозная приверженность покупателя совершенно неважна. Кроме того, полностью закрытая одежда необходима людям, у которых просто аллергия на солнце. Здесь можно не только приобрести готовую одежду, но и заказать индивидуальный пошив.

Сегодня продукция компании продается не только далеко за пределами Петербурга. В основном, конечно, по мусульманским республикам страны, но многое уходит и в другие регионы. Нередко платья и шаровары петербургского производства уезжают во Францию, Австрию, Эстонию и другие европейские страны.

«Мы используем преимущественно натуральные качественные ткани. В основном производства Турции и других стран Европы. После всех колебаний курса рубля эти ткани дорожали многократно. Если еще несколько месяцев назад мы могли купить три мотка ткани, то сегодня в такую же цену нам обойдется лишь один, – сетует Атикат. – Мы не работаем с подрядчиками или надомницами, ведь только так можно следить за качеством изделий. Поэтому все мы делаем сами и никакой помощи от государства не ждем».

«Вспоминая то, что было в советские времена, могу уверенно сказать, что сегодня специалистов в петербургской легкой промышленности осталось очень мало, – констатирует Атикат. – Почему-то многие сейчас считают, что, отучившись в училище, они могут сами все шить и продавать свои изделия дорого. Но ведь качество их зачастую посредственное».

Ее поддерживает Патимат: «Сегодня тот, кто решит открыть свое швейное дело, столкнется с множеством проблем. Ему неоткуда взять опыт, придется учиться на своих ошибках. Даже если посчастливится попасть на практику в крупную компанию, нет гарантий, что не придется сидеть где-то в углу и просто пришивать несколько месяцев пуговицы. Поэтому типичный путь моих коллег – это работа не по специальности. Ведь без финансовой поддержки извне продвижение невозможно.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (5555) от 30.09.2015.


Комментарии