Главная городская газета

Пластик вернулся из Китая

Свежие материалы Экономика

Казну послали в банк

Две трети регионов России лишатся доступа к почти бесплатным финансовым ресурсам.

Читать полностью

Скидки студентам от копицентров OQ и ISIC

Петербургская полиграфическая сеть OQ присоединяется к дисконтной программе Ассоциации ISIC. Читать полностью

Петербург идет на биржу

Город может эмитировать облигаций на 45 миллиардов рублей.

Читать полностью

Как деньги в «Югре» заблудились

...но потом благополучно вернулись к хозяйке.

Читать полностью

Пластик доверия

Попытки удержать экономический рост, невзирая на сложную внешнеэкономическую обстановку, определили финансовые тенденции России и мира в последнее время.

Читать полностью

Без сауны за душой

Почему финское строительство стало популярным у петербуржцев и чем эти жилища отличаются от хельсинкских.

Читать полностью
Реклама
Пластик вернулся из Китая | Петербургская пластмасса стала универсальным материалом и для выпуска игрушек, и для строительства военных кораблей. ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ИНТЕРПРЕСС

Петербургская пластмасса стала универсальным материалом и для выпуска игрушек, и для строительства военных кораблей. ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ИНТЕРПРЕСС

Небольшие партии пластмассовых изделий теперь выгоднее делать в Петербурге В 1961 году в Ленинграде был проведен эксперимент по возведению пластмассового дома. 1960-е стали апофеозом популярности пластика - самого инновационного по тем временам материала. Из пластмассы начали выпускать корпуса автомобилей, катеров и небольших яхт, посуду и мебель. Композитные материалы, к которым относится и пластик, удивляют мир и по сей день. На петербургских верфях, к примеру, углеволокном покрывают металлические корпуса военных кораблей. О том, как изменился потребительский рынок пластиковых изделий и чем сейчас могут удивить горожан местные предприятия, корреспонденту «СПб ведомостей» рассказал заместитель генерального директора петербургского научно-производственного объединения «Рантис» Алексей БЫКОВ.

- Алексей Геннадиевич, с чего начиналась ваша «пластмассовая эпопея»?

- В 1992 году я и мой бизнес-партнер нынешний директор предприятия Алексей Лукьянчиков решили выпускать антирадар, который Алексей Владимирович лично разработал. Для создания этого устройства нам потребовалось сделать пластмассовый корпус. Заказали пресс-форму, разместили заказ на литье. А поскольку в начале 1990-х индустрия пришла в жуткий упадок, мы решили организовать в этом сегменте собственный бизнес. На первые заработанные деньги купили здание в Ленинградской области, в Кировске. Приобрели термопластавтоматы австрийского и немецкого производства. В результате нам удалось поставить на поток выпуск канцелярских товаров, детских развивающих игр и конструкторов. Из пластмассы, разумеется.

- Как вы вписались в конкурентный рынок, где правили бал иностранные производители и бренды, с авторской продукцией?

- Мы начали серийный выпуск как раз таки нашего авторского трансформируемого игрового конструктора обучающего. Но процесс выхода на рынок затянулся. Конструктор был разработан на рубеже XX - XXI веков, однако он долго не мог найти своего массового покупателя. И только три года назад мы поняли, что данная продукция может найти свое место на рынке, если будет сопровождаться методическими материалами.

Осознав это, мы начали работать с педагогами и методистами. Ирина Логинова, аспирант петербургской Академии постдипломного педагогического образования, в соавторстве с методистом Института детства этой академии Ириной Казанцевой разработали пособия по практическому применению конструкторов в процессе обучения, которые соответствуют федеральным образовательным стандартам.

Мы начали проводить семинары и мастер-классы в различных регионах России. В результате у нас на порядок выросли объемы продаж конструкторов. Еще одна специфическая особенность, с которой мы столкнулись на рынке развивающих игр, это привязанность педагогической общественности к той или иной методике, а если точнее - к личности ее автора. Если педагоги определенного региона не признают автора методики, то продукцию, созданную на ее основе, предлагать бесполезно.

- Ручки, линейки и детали конструкторов, наверное, не столь сложны в изготовлении, как, например, крыло автомобиля?

- Мелкие изделия не менее сложны в производстве. Сначала создается 3D-модель на деталь, которую необходимо в дальнейшем отливать. На ее основе рассчитывается 3D-модель, которая нужна для изготовления металлической пресс-формы. Она производится на специализированных металлообрабатывающих инструментальных производствах. Вес такой формы для создания обычного школьного треугольника может достигать 150 - 200 кг, для создания кубика - 80 кг.

Большой вес оборудования необходим, чтобы обеспечить на расплавленную при температуре более 200 градусов пластмассу давление более чем 100 тонн. Это гарантирует точность формирования конечного изделия. Стоимость пресс-формы может достигать нескольких сотен тысяч рублей, поэтому важно, чтобы она получилась качественная. От этого зависит и срок службы оборудования.

По ГОСТу, средний срок жизни сложной пресс-формы - 350 тысяч циклов. После этого необходим капитальный ремонт оборудования, стоимость таких работ доходит до 60% цены самой формы. Но если форма изначально сделана хорошо и грамотно эксплуатировалась, она может служить намного дольше. Миллион изделий на одной пресс-форме - это реально.

- Но на канцтоварах и конструкторах корпорацию не построить...

- Наша изначальная продукция - канцелярия и развивающие игры - имеет ярко выраженный сезонный спрос. Зато спрос на пластмассовые изделия растет в разных отраслях, в том числе в сегменте В2В, для выпуска оборудования и материалов. Имея некоторый запас производственных мощностей, мы пришли к выводу о целесообразности продажи машинного времени сторонним компаниям.

Поскольку пластмассовые изделия применяются практически во всех сферах, с которыми соприкасается человек, наш ассортимент значительно расширился. Для предприятий по производству художественных красок мы делаем футляры для акварельных красок, для хлебокомбинатов - транспортерные ленты, для компаний, специализирующихся на бытовых и хозяйственных товарах, - держатели для сковородок, ручки для лопат...

- К чему же привела диверсификация производства?

- В последнее время к нам стали подтягиваться крупные предприятия, которые раньше размещали свои заказы в Китае. Такая схема бизнеса оказалась для них более выгодной. Судите сами: даже если исключить издержки на логистику, поставки из Китая, как правило, измеряются объемом контейнера, который должен быть загружен по максимуму, что не всегда согласуется с планами продаж. Работая с местными производителям, компании получили возможность заказывать по текущим потребностям, тем самым сокращая на складах излишки продукции. В результате сегодня сторонние заказы составляют около 40 - 50% от всего машинного времени нашего производства.

- Получается, что на современном рынке пластмасс востребован именно такой формат производства?

- «Пластмассовый» рынок делится на несколько сегментов. Есть предприятия, которые специализируются на чем-то одном, делая ставку, к примеру, на емкости для краски или крышечки для бутылок. Как правило, это крупные заводы. Мы попытались себя найти в производстве деталей небольшими партиями. Такое предложение востребовано рынком, поскольку далеко не каждая компания, использующая полуфабрикаты из пластмассы, может себе позволить их производить самостоятельно.

Для этого надо иметь литьевой цех, который предполагает содержание административно-управленческого аппарата и прочие дополнительные нагрузки. Содержание такого объекта окупается, если у тебя в арсенале не менее шести единиц оборудования. Иметь для компании одну или две машины убыточно. К примеру, технический парк одного из лидеров канцелярского рынка в России располагает более чем 40 единицами оборудования. Крупное предприятие, специализирующееся на игрушках, работает на 30 термопластавтоматах.

Сейчас на нашем предприятии 12 термопластавтоматов австрийского, немецкого и китайского производства. Несмотря на удорожание оборудования, которое в основном покупается за доллары или евро, мы продолжаем обновление станочного парка. На данный момент оплачен аванс китайскому заводу по выпуску термопластавтоматов по договору лизинга на сумму более 5 млн рублей.

- Чье сырье вы используете?

- В основном отечественное, и этот выбор обусловлен ценой: наше сырье существенно дешевле импортного. Однако при выпуске корпусов электросчетчиков, например, жестким требованием является наличие сертификата на материал с определенным коэффициентом его затухания после устранения открытого огня. На отечественном рынке материалов с требуемыми параметрами мы найти не смогли.

- Сегодня модно ругать государство - мол, оно не оказывает поддержки малому и среднему бизнесу. Вы тоже так считаете?

- Мы пользовались государственной поддержкой всегда. К примеру, наши опытно-конструкторские разработки в сфере развивающих игр финансировал Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Мы имели возможность пользоваться субсидиями по покрытию расходов на оплату банковских процентов, получали компенсацию расходов на подключение электроэнергии...

Другое дело, что в нашей стране получить льготы для бизнеса порой сложнее, чем организовать сам бизнес. Чтобы разобраться во всех необходимых документах и пробраться сквозь кабинетную бюрократию, нужно обладать особым профессиональным даром.

Впрочем, есть в государственной системе и явные пробелы, на которые не может повлиять даже самый гениальный бухгалтер. Речь идет о существующей сегодня системе оплаты НДС за приобретение и ввоз импортного оборудования. Для большинства производителей выплачивать налог на только что приобретенные станки, которые еще ничего не произвели, более чем накладно. В этих случаях было бы логичнее предоставлять бизнесу так называемые налоговые каникулы. Чтобы была возможность заплатить данный налог, к примеру, через год равными долями в течение нескольких месяцев. Эта мера существенно понизила бы кредитную нагрузку на производственные предприятия при обновлении станочного парка.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook