Пластик фанеру не заменит

Фанера – знакомый каждому из нас строительный и отделочный материал, придуманный еще в Древнем Риме. В наши дни Россия стала одним из крупнейших ее экспортеров в мире, уступая лишь Китаю, Малайзии и Индонезии. Даже в нынешних экономических реалиях фанерная отрасль продолжает экспансию на глобальный рынок. Одну из ведущих ролей в этом процессе играет петербургский комбинат по производству березовой фанеры «СВЕЗА Усть-Ижора». О том, какие неожиданные вещи можно сделать из привычной фанеры, нашему корреспонденту рассказал руководитель завода Святослав САРСОН.

Пластик фанеру не заменит | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Святослав Георгиевич, что сейчас делают из фанеры?

– Примеры ее использования каждый человек видит ежедневно, зачастую даже не осознавая этого. Высотные здания, мосты, автофургоны, рекламные вывески, детские площадки и игрушки – во всем перечисленном используется этот материал, идущий в ногу со временем.

Если говорить о березовой фанере, то она востребована в строительстве, машиностроении, где используется в изготовлении высокоскоростных поездов и магистральных автоприцепов. К слову, отделка немецких рефрижераторов Schmitz Cargobull и автобусов «МАЗ» выполнена из березовой фанеры.

Незаменима высококачественная фанера и в кораблестроении. Конечно же, березовая фанера используется в производстве мебели, особенно среднего класса и выше. Скейты, ролики, скутеры имеют фанерный «скелет», так как этот материал обеспечивает необходимую прочность, жесткость и гладкость поверхности для исполнения трюков. Есть и более узкие сферы применения – например, в качестве шумоизолятора в премиальных акустических системах.

Если приводить в пример нашу страну, то ламинированная березовая фанера использовалась в качестве элемента опалубки при строительстве гостиницы «Россия» и Дворца съездов Московского Кремля, концертного зала «Октябрьский» в северной столице, всех станций петербургского метрополитена.

– Экспорт фанеры из России растет быстрее нефтяного, с чем это связано?

– Доля экспортируемой РФ фанеры в страны дальнего зарубежья увеличилась на 16,2%. Если говорить о нашем предприятии, то всего 10 – 15% продукции мы поставляем на внутренний рынок, остальное идет на экспорт. Российская ламинированная березовая фанера пользуется повышенным спросом за рубежом. К примеру, фанера, выпущенная на петербургском комбинате, использовалась при строительстве самого высокого вантового моста в Мексике, музея известной автомобильной марки Mercedes-Benz в Штутгарте, при реконструкции популярнейшего театра мира La Scala и строительстве самого высокого здания в мире «Бурдж-Халифа» в Дубае.

– С чем связана такая популярность российской фанеры за рубежом?

– Фанера у нас производится из уникальных сортов березы, которые произрастают только в России, Скандинавии и Прибалтике. Древесина берез, растущих в нашей полосе, плотная, выдерживает максимальные температурные колебания. Она влагостойкая, что позволяет строить объекты непрерывно, вне зависимости от времени года, в том числе в сырых болотистых регионах.

Березовая фанера на 20% прочнее фанеры из сосны и ели, в 2,5 раза – фанеры из осины. По соотношению вес/прочность березовая фанера в три раза превосходит сталь.

– Получается, что производителям фанеры текущая экономическая ситуация только на руку?

– Кризисные явления негативно отразились на многих отраслях лесной и деревообрабатывающей промышленности. Однако некоторые отрасли оказались в выигрышном положении, в первую очередь – производители фанеры. Дело в том, что наша отрасль была ориентирована на экспорт и раньше. А сложившаяся сегодня ситуация послужит толчком для предприятий к технической модернизации и активному продвижению своей продукции на международной арене.

– Вы отметили, что деревообрабатывающая индустрия переживает нелегкие времена. Но ведь не только производители фанеры ориентировались на экспорт, за границу уходят целлюлоза, пиломатериалы, канифоль...

– Главные беды деревопереработки – нестабильность сырьевых поставок и нехватка квалифицированного персонала. Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться нашей отрасли, это экология. Наш комбинат достаточно старый, и оборудование по очистке выбросов устанавливалось еще в советские времена. Понятно, что сегодня оно не удовлетворяет предельно жестким отечественным стандартам. Чтобы вписаться в действующие нормативы, мы уже инвестировали миллионы рублей в модернизацию, а в настоящий момент решаем вопросы кардинальной реконструкции или установки новых очистных сооружений. Здесь есть определенные технические трудности, вызванные скорее даже не возрастом завода, а завышенными российскими нормативами, которые в сотни раз жестче европейских.

– Ваше предприятие имеет столетнюю историю. Почему до сих пор оно не изменило производственного назначения?

– Фанерный комбинат был основан в 1910 году и начал работу под именем своего владельца и основателя – Владимира Хорвата. С самого начала предприятие стало одним из ведущих в Российской империи. И за весь период своего существования фабрика работала практически без остановок. Даже в годы Великой Отечественной войны, когда линия фронта проходила по территории комбината, он продолжал работать. Тогда на нем производили важную для фронта продукцию: лыжи-снегоступы, ящики для снарядов, санитарные лонгетки и даже самолеты для ложных аэродромов.

Ну а после войны предприятие получило еще более активное развитие, связанное в том числе и с экспортом, так что менять профиль не имело смысла. Если в первое время своего существования фабрика производила всего 90 кубов фанеры в год, то к началу этого года комбинат достиг планки 177,3 куба в смену. Всего за прошлый год с конвейера сошли 103 тысячи кубометров ламинированной продукции.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (5732) от 29.06.2016.


Комментарии