Пищепром Ленобласти теснят конкуренты

Большую часть своего дохода потребители Петербурга и Ленинградской области тратят на покупку продовольствия из других регионов. Таким образом, мы поддерживаем сбыт продукции сторонних производителей, хотя оба наших региона имеют мощный потенциал для развития пищепрома. Этот парадокс промышленники обсуждали в петербургском Центре импортозамещения и локализации на совещании по итогам работы предприятий пищевой промышленности Ленобласти за прошлый год.

Пищепром Ленобласти теснят конкуренты | Иллюстрация Lightspring/shutterstock.com

Иллюстрация Lightspring/shutterstock.com

Ленинградская область - традиционный лидер по выпуску сельскохозяйственной и пищевой продукции в Северо-Западном федеральном округе. Здесь выпускается 40% съестного в СЗФО. Объем производства продукции сельского хозяйства Ленобласти в 2016-м достиг 90 млрд рублей, а пищепрома - 138,7 млрд рублей.

Этот сектор областной экономики насчитывает 106 предприятий, в том числе 42 хлебозавода, 22 мясокомбината, 11 кондитерских фабрик, 11 комбикормовых заводов, 10 молокозаводов, 6 производителей безалкогольных напитков, 2 консервных завода и 2 производства по фасовке чая и кофе.

«По итогам прошлого года поступление налоговых платежей от данной отрасли в областной бюджет достигло 1,4 млрд рублей, - рапортует начальник развития пищевой, перерабатывающей промышленности и рыночной инфраструктуры комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области Виктор Кобяков. - Наблюдается тенденция увеличения объемов кондитерских изделий, сливочного масла, мяса и мясопродуктов. Очень радует положительная динамика производства сыров. А вот рыбопромышленники пока отстают. Но если раньше вся рыба в нашем регионе была завозной, то сегодня бизнес по выращиванию речной и озерной рыбы достаточно активен».

Переработка молока в прошлом году вышла на уровень 180,3 тыс. т. Ежегодно каждый житель Ленобласти выпивает до 290 литров молока. И, по заверениям чиновников, увеличения закупочных цен на сырое молоко в текущем году не ожидается.

Мясных продуктов в области за прошлый год выпущено 93,2 тыс. т (на сумму более 14,2 млрд руб.). Переработано 8,9 тыс. т мяса крупного рогатого скота и 49,3 тыс. т свинины.

Областные хлебозаводы в 2016-м выпекли 40 тыс. т мучных изделий, при этом хлебный ассортимент содержит более 270 наименований. Замечено, что в регионе растет популярность выпечки, содержащей зерновые смеси, отруби, фруктозу, мед, орехи, овощные и фруктовые добавки.

Востребованы и кондитерские изделия. Их годовой объем 28,3 тыс. т, и они составили отличную компанию продукции динамично развивающегося производственного рынка чая (68,3 тыс. т) и кофе (36,2 тыс. т). Ассортимент этих напитков насчитывает более 450 наименований.

В прошлом году в Ленобласти было выпущено 1,7 млн тонн комбикормов, около 90% зерна для комбикормовых заводов поступило из южных регионов России.

«Проблем в нашем пищепроме много, - отмечает профессор кафедры технологии мясных, рыбных и консервированных холодом продуктов Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики Александр Ишевский. - Это и зависимость от импорта, и незавершенность работ по разработке технических регламентов. Плюс моральное и физическое старение основных производственных фондов и непрозрачные условия инвестирования. Но самое главное - это низкие доходы значительной части местного населения, что приводит к гиперпрофилированию продовольственного рынка, смещая потребительский спрос в низкоценовой сегмент».

Имея под боком огромный домашний рынок сбыта, наши производители не могут воспользоваться его преимуществами. «Доля продуктов из других регионов на прилавках северной столицы составляет около 80%, и на уровне субъектов Федерации проблема не имеет решения», - уточняет Ишевский.

По мнению экспертов, правительство может увеличить закупки продукции областного агро- и пищепрома для государственных нужд и создать в Петербурге оптовый сельскохозяйственный рынок. Кроме этого городу необходим продовольственный резерв, включающий 7 - 8 видов социально значимых продуктов питания.

Статья опубликована в номере газеты «Санкт-Петербургские ведомости» от 27.03.2017 под заголовком «Лидеры пищепрома в изгнании».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии