Петроград сохранил свое лицо

Питерские власти в последние годы стараются повысить градус столичности нашему городу. Петербург уже назван столицей и моды, и промышленности, и современных технологий... Однако все это мы проходили - в начале ХХ века Петербург уже имел большую часть подобных титулов вкупе с настоящим столичным статусом. Что изменилось за 100 лет, а что осталось неизменным? Ответы на эти вопросы мы найдем в новом статистическом сборнике.

Петроград сохранил свое лицо | Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Доля торговцев стала меньше

Как мы уже рассказывали, Петростат готовит к публикации книгу «Петроград - Ленинград - Петербург 1927 - 2017 гг.». Нам удалось ознакомиться с наиболее любопытными фактами и графиками будущего издания. В рубрике «Индекс недели» мы редко обращаемся к истории, однако сегодня именно тот случай, когда сравнения разных эпох будут уместны.

Первая любопытная деталь: структура отраслей народного хозяйства и доля занятых в них в Петрограде 1918-го (данных по этой статье за 1917-й не представлено) и 2016-го имеют некоторые общие черты. Конечно, нельзя сравнивать «лоб в лоб»: раньше обрабатывающие отрасли именовались, как и теперь, промышленностью, а вот торговля в 1918-м группировалась в один учетный блок с трактирами, кредитными и страховыми учреждениями.

На первое место по доле занятых в Петрограде 1918-го вышла собирательная статья «Прочие отрасли», в которой трудились 33,3% жителей нашего города. На втором месте была промышленность - 23,2% занятых. В 2016-м в обрабатывающих производствах трудились 33,1% горожан.

В сфере торговли в революционном Петрограде были заняты 16,3% горожан; в 2016-м - 8,2%; в строительстве - 1,2 и 11,1% соответственно. Сопоставимые доли сохранили связисты и транспортники - 11,3% в 1918-м и 8,8% - в 2016-м.

...а численность врачей - больше

Статистика по медицине преподнесла сюрприз: число больничных коек в расчете на 10 тыс. горожан в 1917-м и 2016-м было примерно одинаковым: 71 и 84, соответственно. Конечно, число медучреждений выросло за эти годы с 72 до 118, а численность врачей - с 13 на 10 тысяч жителей в 1917-м до 78 в 2016-м. Прогресс зафиксирован и в сегменте среднего медперсонала, численность которого увеличилась с 43 медсестер и фельдшеров на 10 тысяч горожан в революционный год до 111 человек на 10 тыс. жителей в 2016-м.

Показательна и динамика развития городской инфраструктуры. Так, если в 1917-м протяженность уличной водопроводной сети составляла лишь 709 км, то в 2016-м - уже 2,8 тысячи километров. При этом суточное потребление воды в 2016 году лишь вдвое превышало «революционную норму» - 0,3 кубометра на одного жителя. Больше всего воду лили в 1991-м: 0,6 кубометра на одного горожанина.

Динамику жилищного строительства по вполне понятным обстоятельством бессмысленно отсчитывать с 1917 года. Корректно сравнить два пиковых периода в истории Ленинграда и современного Петербурга. Первый пик массового домостроения пришелся на 1971 - 1975 гг., когда было введено в строй 2,5 млн квадратных метров жилья в год. Второй пик - 2011 - 2015 гг., когда ежегодно строилось по 2,8 млн «квадратов». Рекордным стал 2016 год - тогда строители сдали 3,1 млн квадратных метров жилья.

Трамваем - по бездорожью

Показательны и данные по развитию транспорта нашего города. Если в 1913 году железные дороги перевезли из «того» Петербурга и в наш город лишь 1,9 млн тонн грузов, то в 2015-м уже через Петербург современный проследовали 6,1 млн тонн железнодорожных грузов.

Рельсовый транспорт активно развивался и внутри мегаполиса (к 1917 году в Петрограде проживали почти 2 млн человек). В 1916-м протяженность линий электрического трамвая достигла 252 км. Через 100 лет трамвайная сеть выросла до 549 километров. Любопытно, что сейчас наиболее модернизированным участком трамвайной сети стала бывшая «Оранэла». До революции это был первый в России удачный опыт строительства частной городской железной дороги, которая протянулась из района, который теперь считается центром города, в Стрельну.

Современная наследница «Оранэлы» проложена на железобетонной «подушке» и, помимо Стрельны, идет в Сосновую Поляну. Совсем недавно - к 100-летию «Оранэлы» - в оригинальные для этой линии цвета (зеленый и бежевый) были покрашены два современных сочлененных вагона.

Наша гавань

Революционный Петроград не мог похвастать большими объемами перевалки грузов в порту. В довоенном 1913 году грузооборот нашей гавани составил лишь 200 тыс. тонн. В 2015-м - уже 2,8 млн тонн. Но это исключительно внутригородской показатель, в наши дни лишь небольшая часть грузов перегружается в самой северной столице. А вот грузооборот Большого порта Санкт-Петербург, куда входят и гавани, расположенные за городской чертой, в 2016 году составил 48,6 млн тонн.

Сегодня актуальными стали не только генеральные, сыпучие и наливные грузы, но и контейнеры. Именно для их перегрузки построены самые современные терминалы в Бронке и на острове Котлин. Крупнейшей же торговой гаванью Петербурга и Ленобласти стал построенный с иголочки многофункциональный порт «Усть-Луга». Лидером по нефтеналивным грузам считается порт Приморск. Сто лет назад жители Петрограда не догадывались, что такие, казалось бы, далекие места будут пригодны для перевалки грузов с моря.

Это стало возможным во многом благодаря развитию железнодорожного транспорта в последние годы. Современные мощные тепло- и электровозы способны возить составы длиной в несколько дореволюционных. Так эволюция одних видов транспорта стимулирует развитие смежных.

#Петроград #статистика

Комментарии