Петербургский крокодил

Жители нашего города помнят, что в советские времена Ленинград называли обувной столицей Союза. Выражаясь современным языком, территорию вокруг станции метро «Московские ворота» можно было бы назвать обувным кластером. Даже колонны, которые поддерживают козырек над входом в вестибюль станции, похожи на дамские каблуки. За четверть века в стране поменялось многое. Ушли в прошлое гиганты обувной промышленности, однако сама отрасль в Петербурге сохранилась. Одни предприятия выживают за счет детских башмачков, другие – небольших партий кроссовок и туфель для особо взыскательных покупателей.

Петербургский крокодил | Ситуация в обувной промышленности Петербурга пестрая: гиганты отрасли остались в прошлом, предоставив будущее малому и среднему бизнесу.ФОТО Владимира ГРИГОРЬЕВА

Ситуация в обувной промышленности Петербурга пестрая: гиганты отрасли остались в прошлом, предоставив будущее малому и среднему бизнесу.ФОТО Владимира ГРИГОРЬЕВА

«Франкенштейны» фабриканта

В советские времена у Московских ворот было множество фабрик, в том числе легендарный «Скороход», который помнят все. В нем помимо непосредственно производства был научный институт и Дом моделей. По соседству находились фабрика «Пролетарская победа # 2» и некогда известный «Ленвест». Конечно, в перестройку многое было разрушено, но обувной дух здесь сохранился, и на руинах некогда крупных фабрик еще в 1990-е годы начали возникать небольшие кооперативы.

Мы находимся на территории обувной фабрики, ранее известной как «Пролетарская победа # 1», на которой делали рабочую и военную обувь. Здесь разместились производство, шоу-рум и офис компании нашего героя – Владимира Григорьева, директора петербургской фирмы по производству обуви. На подоконнике его небольшого кабинета лежит пара коричневых сапог, на полках вдоль стен выставлены разные модели обуви: женской и мужской, зимней и осенней. На некоторых парах можно увидеть маленький встроченный российский триколор. На столе – кусочки кожи и пояснительная надпись на цветном стикере: «Нужно найти такой оттенок!».

Среди листов бумаги и множества стелек проглядывает книга В. Х. Лиокумовича «Конструирование обуви» 1981 года издания. «Я очень серьезно отношусь к обучающей литературе, – поясняет Владимир, доставая из шкафа разные колодки. – Как-то на аукционе мне удалось раздобывать книжку 1976 года, предназначенную для сотрудников одной известной английской обувной компании. Там было много интересного». На полу стоит пухлая синяя папка, где содержатся все заказы. Выглядят они очень необычно: помимо документов, касающихся условий договора, к ним относятся листки со стопами, обведенными обычной шариковой ручкой.

Экономист по образованию, Григорьев попал в обувщики случайно. Все началось со старших классов школы, когда было модно кататься на скейтборде, а для этого, как пропагандировала реклама, нужны были особые кеды. Тогда, на рубеже веков, даже в северной столице достать их было непросто.

«Мой первый учитель и проводник в обувное дело – мама моего друга Наталья – работала как раз в Доме моделей «Скорохода», – вспоминает предприниматель. Она занималась эстрадной обувью, то есть отшивала обувь нашим артистам и сама однажды сшила кеды для своего сына на зависть его друзьям. Через несколько лет семья решила поставить индивидуальный пошив кед на поток и пригласила Владимира помочь.

Конечно, не все было гладко: обувь отшивали на стороне, из-за чего нередко возникали проблемы, заказы были непостоянными, да и денег такая коммерция не приносила. Через какое-то время Владимир остался в бизнесе один. «Мне пришлось самому шить обувь. Я сидел и два месяца по готовым лекалам учился шить: брал кусочки кожи и старался делать параллельные строчки, задавая себе все более сложные задачи, учился кроить ровно и т. д. Когда у меня начали получаться простейшие операции, я стал сшивать уже готовые заготовки, смотрел ролики в Интернете. Это, конечно, были кривые-косые «франкенштейны», но в итоге я все освоил», – вспоминает он. Так в 2009 году и появилась его компания.

Дойти до Антарктиды

Наш разговор прервал робкий стук в дверь. «Здравствуйте, я на примерку», – объяснила девушка, входя в комнату. Дело в том, что заказать обувь, выпускаемую на малых фабриках Петербурга, можно на сайте. Если правильно следовать инструкции по определению собственного размера, есть возможность подобрать нужную пару. Ее сошьют специально для клиента: с учетом его пожеланий по цвету, фактуре, украшениям.

Помимо общеизвестных параметров – длины и ширины стопы – есть еще один важный показатель – ее полнота. Кстати, в СССР при подборе обуви он учитывался. А вот сейчас этого нет, отчего страдают наши с вами ноги. Современные продавцы-консультанты в магазинах обуви вряд ли вообще знают, что такое полнота ноги. «Мы делаем последние приготовления к тому, чтобы перейти на гостовскую линейку с несколькими полнотами, как было в Союзе», – продолжает Владимир.

Девушка померила несколько пар и остановилась на утепленных кедах. На изготовление этой пары, как и всех остальных, уйдет 10 дней. Готовые кеды поедут к их обладательнице в Казань. Кстати, обувь, сшитая в Петербурге, колесит не только по всей России, но и по всему миру. Страны Европы, США, Австралия и даже Новая Зеландия – куда только не доезжали петербургские кеды. Все пункты назначения обувных посылок обозначены флажками на карте, висящей на двери.

«Пожалуй, мы не отправляли обувь разве что в Африку и Латинскую Америку. Но у них и без того жарко, – шутит Владимир. – А в 2013 году наш приятель отправлялся в научную экспедицию в Антарктиду. Мы снарядили его нашими кедами. «Ну и как?» – поинтересовались мы у него. «Прохладно», – честно признался он. Но это, надо сказать, очень хороший результат при температуре минус 70».


Носитель кожи

«Такие небольшие компании, как наша, занимают узкую нишу – мы шьем на заказ обувь из модельного ряда с вариациями по пожеланию заказчика. Мы подбираем колодку, полноту, а не просим человека «растягивать» ту обувь, в которую он все-таки влез», – поясняет Григорьев. Главная проблема малого бизнеса в обувной отрасли – отсутствие инфраструктуры. «Малышам» трудно получить доступ к материалам, которые не используются в массовом производстве. Комплектующих приходится ждать неделями, многие поставщики хотят продать сразу крупную партию сырья и заготовок.

«Но вот с кожей нам, можно сказать, повезло», – в подтверждение своих слов Владимир ведет меня к своим соседям. По счастливому стечению обстоятельств здесь расположен крупный склад-магазин кожи. Ассортимент настолько широк, что сюда приезжают закупаться из других регионов России и даже из Москвы.

«Когда мы работаем над новой коллекцией, проводим тут немало времени», – говорит Владимир.

Мы проходим вдоль полок, где штабелями уложены рулоны и большие обрезки кожи всевозможных расцветок и фактур: зеленая кожа, которая при растяжении меняет цвет, мягкая, как ткань, розово-фиолетовая – из нее получилась бы уютная курточка, кожа, имитирующая кожу рептилий, – чего здесь только нет. Как бы случайно в углу одной из комнат, где хранится все это изобилие, в террариуме притаился настоящий крокодил – так сказать, носитель кожи.

«В тех странах, где традиции индустриального обувного производства не прерывались (Италия, Испания, Китай), в любой провинции вам сделают все: колодки, оснастки и пр. У нас, к сожалению, мастерство зачастую утрачено, поэтому и специалистов найти сложно», – подытожил фабрикант. Впрочем, до масштабов крупного производства ему еще далеко: он обеспечил работой пока только 10 человек. Зимой возьмет одиннадцатого – сапожника. Впрочем, малые предприятия – основа легкой промышленности всех вышеупомянутых стран, и вовсе не обязательно стремиться к массовому производству на потоке.

«Для работы с современными материалами нужно много сложного оборудования, а стоит оно сумасшедших денег. Мы нашли простой выход: половину своего станочного парка просто подобрали на свалке и починили», – объясняет Владимир, держа в руке кроссовок с надписью «Оксана» на язычке. Сегодня цех выглядит как вполне современное производство, только в миниатюре.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (5607) от 16.12.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В Петербурге финансовые кооператоры выступили против «пирамид»
24 Июля 2018

В Петербурге финансовые кооператоры выступили против «пирамид»

На Седьмом форуме кредитной кооперации его участники объяснили гражданам, что у кредитной кооперации есть будущее, но и ухо надо держать востро.

Дмитрий Осипов: «89% земельных участков в Петербурге оформлены в соответствии с законом»
23 Апреля 2018

Дмитрий Осипов: «89% земельных участков в Петербурге оформлены в соответствии с законом»

Директор филиала Кадастровой палаты Росреестра по Петербургу рассказал, с какими трудностями горожане могут столкнуться при постановке земельного участка на учет.

Петербург ищет выход к океану
03 Июля 2017

Петербург ищет выход к океану

Через совместный с геологами Поморья поиск алмазов и золота

Грядущее в черно-зеленых тонах
28 Июня 2017

Грядущее в черно-зеленых тонах

Извилистыми путями идут наши недропользователи к новым месторождениям. Там, куда протоптаны дороги, уже нечего «брать». А освоение бескрайних просторов тундры и тайги встанет в копеечку.

Завод, который спас отрасль
07 Июня 2017

Завод, который спас отрасль

C участием петербургских специалистов собирают корпус самого мощного в мире реактора на быстрых нейтронах

«Эмжековец» - это звучит гордо!
12 Мая 2017

«Эмжековец» - это звучит гордо!

с высокой трибуны Законодательного собрания Санкт-Петербурга прозвучала идея вернуть к жизни еще одно детище Михаила Горбачева - МЖК.

Игрушки, от которых не отстать
10 Мая 2017

Игрушки, от которых не отстать

Блоки венгерского математика Золтана Дьенеша и палочки бельгийского учителя Джорджа Кюизенера в ХХ веке стали первыми развивающими играми.

 В программе не значатся
28 Апреля 2017

В программе не значатся

Переправа через пути жизненно необходима: так Красносельский район получит второй выезд на Кольцевую автодорогу.

Разведка вышла на Клондайк
26 Апреля 2017

Разведка вышла на Клондайк

С вводом в строй отечественных нефте- и газодобывающих платформ недропользователи оценили близкие и дальние перспективы освоения северо-западной части российского арктического шельфа.