Главная городская газета

Петербург ищет место в Арктике

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

Мегаватты из воды

Петербургские энергомашиностроители замахнулись на полмира Читать полностью

Рубль банк не сбережет

12 января Банк России принял решение уменьшить уставный капитал публичного акционерного общества (ПАО) «Бинбанк» до 1 рубля. Читать полностью

Проценты оптимизма

Нынешний год петербургская промышленность встретила с оптимизмом, подкрепленным ростом объемов производства более чем на 4%. Читать полностью

Харчевня вместо банка

Что такое стрит-ретейл и «с чем его едят» Читать полностью

Банку урезали фонды

Банк России принял решение об уменьшении уставного капитала публичного акционерного общества (ПАО) «Промсвязьбанк» до 1 рубля. Читать полностью
Петербург ищет место в Арктике | ФОТО ixpert/shutterstock

ФОТО ixpert/shutterstock

Петербург вслед за всей Россией устремился в Арктику. Планам и проектам питерских властей срочно добавляется циркумполярность, за арктическую составляющую городской жизни теперь будет отвечать отдельный вице-губернатор. Интерес северной столицы объясним и оправдан: на федеральном уровне будет анонсировано множество арктических инициатив, подкрепленных твердым рублем. Не исключено, что во всех петербургских школах проведут уроки про героев-полярников и расскажут про Севморпуть. Впрочем, в новейшей истории нашего города были страницы, когда арктическая сущность Петербурга объявлялась ересью.

Прерванная песнь

В конце 1990-х на пересечении двух улиц — Боровой и Константина Заслонова — располагался небольшой, но хорошо оснащенный техникой офис петербургского отделения международной организации «Северный форум». Тогдашний губернатор благоволил разнообразным международным проектам, с помощью которых северная столица, по мнению чиновников, вышла бы на мировую экономическую и культурную арену.

«Северный форум» прекрасно вписывался в эту концепцию и был едва ли не единственной в ту пору организацией, напоминавшей горожанам о том, что Петербург не просто столица, а северная, самая близкая из городов-миллионников к Арктике.

Но, как принято говорить в таких случаях, недолго музыка играла... В начале XXI века приоритеты изменились. Автономная деятельность Петербурга на международной арене была признана избыточной, и представительства некоторых глобальных некоммерческих организаций закрыты. В их числе — и филиал «Северного форума». Причин, по которым офис этой конторы пришлось закрыть, было две. Первая: головной офис «Северного форума» находился в Анкоридже, штат Аляска, США. Вторая: зачем вообще в Петербурге «арктические» организации и каким боком к «северам» относится наш город?

Получалось, что никаким. В начале этого века в Петербурге даже не строили судов ледового класса, не говоря уже об атомных ледоколах и плавучих АЭС. Многие морские проекты были заморожены. Арктика тогда бизнесменов интересовала мало, о шельфовых проектах говорили как о фантастических штуках (добывать нефть и газ на материке было проще и дешевле). Севморпуть остался в памяти ленинградцев, но абсолютно не вдохновлял молодое поколение.

Сильный куратор

Времена меняются, и теперь арктическая тема в фаворе. Но, как в известной песне, тут и вся моя родня набежала. За участие в освоении и развитии инфраструктуры Заполярья развернулась нешуточная борьба государственных структур и корпораций. Куратором Севморпути неожиданно стал Росатом. По-видимому, только такой процветающей организации под силу помогать в подобном сложном деле.

Сырьевые корпорации угнездились на своих участках береговой линии и шельфа. И вот уже порт Сабетта принимает высоких гостей, расцветают месторождения в Ненецком автономном округе. Губернатор Красноярского края рассказывает, как ему удалось превратить остров Диксон из дотационной территории в крупного поставщика угля, а его архангельский коллега напоминает, что именно в Северодвинске была построена первая шельфовая платформа. А ведь успех этот можно повторить не раз и не два...

На фоне этих и других достижений российских городов и весей резонно спросить: «Чем же удивит Петербург, какую инновацию он предложит?». И тут-то выясняется, что планов у городских властей громадье, но все они на бумаге и недостаточно корректно просчитаны. Ведь, чтобы северной столице составить конкуренцию сырьевым корпорациям и другим промышленным центрам, в ближайшие годы нужно проделать немалую организационно-экономическую работу.

Повестка дня

Во-первых, разумно было бы разместить центр управления Севморпути именно в Петербурге, откуда во многом идут потоки обеспечения «северов» продуктами питания, товарами и оборудованием. Наличие такого административного органа способствовало бы развитию арктического кластера петербургской экономики. Уже сейчас заводы северной столицы выпускают оборудование для геологоразведки, бурения скважин, а также транспортные средства. Рост этого рынка откроет и другие перспективы — например, применение петербургских технологий переработки минеральных материалов (той же руды) в арктических условиях.

Во-вторых, необходимо перестроить петербургские судоверфи, чтобы они могли выпускать конкурентоспособные по цене и качеству газовозы и танкеры ледового класса, суда-снабженцы. Казалось бы, все это мы делать умеем. Но тут вот какой нюанс: гражданский флот мы строим по старинке, как в прошлом веке. Корпуса собираются прямо в эллинге, снизу вверх.

Китайцы, корейцы, финны и японцы перешли на крупноблочный метод строительства судов. О нем мы писали не раз, повторим вкратце: еще на этапе чертежей корпус будущего танкера или ледокола «разрезают» на крупные блоки. Каждый из них делается в отдельном цехе и после покраски поступает в док, где блок быстро монтируют к его собратьям.

Сказать, что петербургские корабелы мечтают о переходе на новую технологическую модель, значит, не сказать ничего. Денег на всех не хватит, но счастливчики уже есть. Государство объявило о модернизации «Северной верфи» с целью перехода на крупноблочный метод строительства судов. На это помимо 25 миллиардов рублей потребуется, возможно, не менее пяти лет (хотя официальный срок — 2019 год).

В-третьих, Петербург вкупе с Ленобластью должны стать центральным авиационным узлом Севморпути, а в более отдаленной перспективе — и всей Арктики. Речь идет не только о пассажирских перевозках, для «северов» важнее грузовые рейсы. Например, доставить оборудование в город Мирный (Якутия) по земле можно только зимой, по воде — в зависимости от обстановки. И лишь по воздуху нужный агрегат можно привезти в срок.

В наши дни только ленивый не рисует перспектив «Пулково», а также будущего аэропорта в Сиверском. Но все это грезы о регулярных рейсах в Москву или «на юга». Грузовые авиаперевозки через наши регионы пока недоразвиты.

В-четвертых, надо совершенствовать систему высшего и профессионального образования в сферах, затрагивающих арктические проекты. Еще в 1945-м в Ленинграде (в Стрельне) открылось арктическое училище — единственное в мире, которое готовило технические кадры для полярных станций и исследовательских судов Арктики и Антарктики. Ныне, после возобновления работы, — Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж.

Безусловно, в наши дни Петербург силами ряда вузов успешно готовит специалистов морской и кораблестроительной тематики, но для освоения Арктики в новых реалиях потребуются люди с другими «корочками». Соседи нас уже обскакали. Например, Северный арктический федеральный университет, бывший Архангельский лесотехнический институт, успешно наладил выпуск арктических медиков. Что входит в это понятие, ясно не всем, но почин был поддержан. Финансирование новых направлений идет исправно.

Вероятно, чему-то подобному надо научиться и Петербургу, чтобы он на деле, а не на бумаге стал истинно арктическим центром.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook