Петербург ищет место в Арктике

Петербург вслед за всей Россией устремился в Арктику. Планам и проектам питерских властей срочно добавляется циркумполярность, за арктическую составляющую городской жизни теперь будет отвечать отдельный вице-губернатор. Интерес северной столицы объясним и оправдан: на федеральном уровне будет анонсировано множество арктических инициатив, подкрепленных твердым рублем. Не исключено, что во всех петербургских школах проведут уроки про героев-полярников и расскажут про Севморпуть. Впрочем, в новейшей истории нашего города были страницы, когда арктическая сущность Петербурга объявлялась ересью.

Петербург ищет место в Арктике | ФОТО ixpert/shutterstock

ФОТО ixpert/shutterstock

Прерванная песнь

В конце 1990-х на пересечении двух улиц — Боровой и Константина Заслонова — располагался небольшой, но хорошо оснащенный техникой офис петербургского отделения международной организации «Северный форум». Тогдашний губернатор благоволил разнообразным международным проектам, с помощью которых северная столица, по мнению чиновников, вышла бы на мировую экономическую и культурную арену.

«Северный форум» прекрасно вписывался в эту концепцию и был едва ли не единственной в ту пору организацией, напоминавшей горожанам о том, что Петербург не просто столица, а северная, самая близкая из городов-миллионников к Арктике.

Но, как принято говорить в таких случаях, недолго музыка играла... В начале XXI века приоритеты изменились. Автономная деятельность Петербурга на международной арене была признана избыточной, и представительства некоторых глобальных некоммерческих организаций закрыты. В их числе — и филиал «Северного форума». Причин, по которым офис этой конторы пришлось закрыть, было две. Первая: головной офис «Северного форума» находился в Анкоридже, штат Аляска, США. Вторая: зачем вообще в Петербурге «арктические» организации и каким боком к «северам» относится наш город?

Получалось, что никаким. В начале этого века в Петербурге даже не строили судов ледового класса, не говоря уже об атомных ледоколах и плавучих АЭС. Многие морские проекты были заморожены. Арктика тогда бизнесменов интересовала мало, о шельфовых проектах говорили как о фантастических штуках (добывать нефть и газ на материке было проще и дешевле). Севморпуть остался в памяти ленинградцев, но абсолютно не вдохновлял молодое поколение.

Сильный куратор

Времена меняются, и теперь арктическая тема в фаворе. Но, как в известной песне, тут и вся моя родня набежала. За участие в освоении и развитии инфраструктуры Заполярья развернулась нешуточная борьба государственных структур и корпораций. Куратором Севморпути неожиданно стал Росатом. По-видимому, только такой процветающей организации под силу помогать в подобном сложном деле.

Сырьевые корпорации угнездились на своих участках береговой линии и шельфа. И вот уже порт Сабетта принимает высоких гостей, расцветают месторождения в Ненецком автономном округе. Губернатор Красноярского края рассказывает, как ему удалось превратить остров Диксон из дотационной территории в крупного поставщика угля, а его архангельский коллега напоминает, что именно в Северодвинске была построена первая шельфовая платформа. А ведь успех этот можно повторить не раз и не два...

На фоне этих и других достижений российских городов и весей резонно спросить: «Чем же удивит Петербург, какую инновацию он предложит?». И тут-то выясняется, что планов у городских властей громадье, но все они на бумаге и недостаточно корректно просчитаны. Ведь, чтобы северной столице составить конкуренцию сырьевым корпорациям и другим промышленным центрам, в ближайшие годы нужно проделать немалую организационно-экономическую работу.

Повестка дня

Во-первых, разумно было бы разместить центр управления Севморпути именно в Петербурге, откуда во многом идут потоки обеспечения «северов» продуктами питания, товарами и оборудованием. Наличие такого административного органа способствовало бы развитию арктического кластера петербургской экономики. Уже сейчас заводы северной столицы выпускают оборудование для геологоразведки, бурения скважин, а также транспортные средства. Рост этого рынка откроет и другие перспективы — например, применение петербургских технологий переработки минеральных материалов (той же руды) в арктических условиях.

Во-вторых, необходимо перестроить петербургские судоверфи, чтобы они могли выпускать конкурентоспособные по цене и качеству газовозы и танкеры ледового класса, суда-снабженцы. Казалось бы, все это мы делать умеем. Но тут вот какой нюанс: гражданский флот мы строим по старинке, как в прошлом веке. Корпуса собираются прямо в эллинге, снизу вверх.

Китайцы, корейцы, финны и японцы перешли на крупноблочный метод строительства судов. О нем мы писали не раз, повторим вкратце: еще на этапе чертежей корпус будущего танкера или ледокола «разрезают» на крупные блоки. Каждый из них делается в отдельном цехе и после покраски поступает в док, где блок быстро монтируют к его собратьям.

Сказать, что петербургские корабелы мечтают о переходе на новую технологическую модель, значит, не сказать ничего. Денег на всех не хватит, но счастливчики уже есть. Государство объявило о модернизации «Северной верфи» с целью перехода на крупноблочный метод строительства судов. На это помимо 25 миллиардов рублей потребуется, возможно, не менее пяти лет (хотя официальный срок — 2019 год).

В-третьих, Петербург вкупе с Ленобластью должны стать центральным авиационным узлом Севморпути, а в более отдаленной перспективе — и всей Арктики. Речь идет не только о пассажирских перевозках, для «северов» важнее грузовые рейсы. Например, доставить оборудование в город Мирный (Якутия) по земле можно только зимой, по воде — в зависимости от обстановки. И лишь по воздуху нужный агрегат можно привезти в срок.

В наши дни только ленивый не рисует перспектив «Пулково», а также будущего аэропорта в Сиверском. Но все это грезы о регулярных рейсах в Москву или «на юга». Грузовые авиаперевозки через наши регионы пока недоразвиты.

В-четвертых, надо совершенствовать систему высшего и профессионального образования в сферах, затрагивающих арктические проекты. Еще в 1945-м в Ленинграде (в Стрельне) открылось арктическое училище — единственное в мире, которое готовило технические кадры для полярных станций и исследовательских судов Арктики и Антарктики. Ныне, после возобновления работы, — Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж.

Безусловно, в наши дни Петербург силами ряда вузов успешно готовит специалистов морской и кораблестроительной тематики, но для освоения Арктики в новых реалиях потребуются люди с другими «корочками». Соседи нас уже обскакали. Например, Северный арктический федеральный университет, бывший Архангельский лесотехнический институт, успешно наладил выпуск арктических медиков. Что входит в это понятие, ясно не всем, но почин был поддержан. Финансирование новых направлений идет исправно.

Вероятно, чему-то подобному надо научиться и Петербургу, чтобы он на деле, а не на бумаге стал истинно арктическим центром.

#индекс недели #Арктика

Комментарии