Педали с моторчиком

Велосипед всегда был любимым весенним подарком для подростка. За долгую историю наших «двухколесных друзей» модернизировали не раз: прилаживали бензиновый двигатель, делали складную раму, совершенствовали цепную передачу. В наши дни в авангард технической мысли вышли компактные городские модели, которые могут быстро складываться для перевозки в метро и автобусах. Последний писк моды – ситибайк с электродвигателем. Такие модели в Петербург привозили из-за границы, но теперь и в северной столице есть собственное производство электровелосипедов.

Педали с моторчиком | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Он миниатюрный: чуть больше метра в высоту, с маленькими, почти игрушечными, колесами. Но при всей своей кажущейся детскости эта «зверь-машина» способна развивать скорость до 25 км/ч – больше не дозволено. Электровелик выдержит любого наездника – будь он весом хоть 120 кг. Правда, и саму «крошку» таскать нелегко: велосипед с мотором и аккумулятором весит 18 кг.

А вот закинуть его, скажем, в багажник машины вполне реально. В свернутом виде он умещается в габариты 600 х 800 х 150 мм – это размер сложенной одноместной детской коляски. Литий-ионный аккумулятор позволяет проехать на одной зарядке 35 – 40 км, на зарядку потребуется до 8 часов. Блок питания у аккумулятора такой же, как у обычного ноутбука, то есть запитать его можно от простой розетки.

Красный, синий, серебристый, зеленый, золотой, желтый, белый, черный, оранжевый – он может быть разных цветов. Это электробайк SoloDrive – детище компании «ЛПМ-Комплекс», входящей в холдинг «Ленполиграфмаш». Предприятие известно ленинградцам как оборонное, но сейчас значительная доля его продукции расходится по частным рукам.

«Изначально наш велосипед был смоделирован на компьютере и прошел испытания на все возможные нагрузки», – сказал директор компании-производителя и автор идеи Валерий Запатрин. Он стоит у демонстрационного стенда с красным велосипедом и с любовью смотрит на свое детище. Все узлы проверялись на совместимость, соосность, пропорциональность. Готовый велосипед прошел испытания на динамические нагрузки.

Многие детали пришлось изготовить самостоятельно. Например, прототипы пластмассовых крыльев моделировали на компьютере и печатали на 3D-принтере. Кстати, и принтер сделали на родном заводе. Эффективность самодельного ноу-хау испробовали незатейливо: человека одели в белый костюм и пустили разъезжать по лужам. Результат себя оправдал. Тогда на вакуумной формовке сделали настоящие крылья и водрузили их на транспортное средство.

Электровелосипед уже прошел тестирование в Литве, Армении, Грузии, Аргентине и недавно вернулся из Белоруссии. Он сертифицирован на территории Евразийского cоюза. За год на заводе было сделано сто таких велосипедов, половина из них продана. Сейчас заключаются контракты с Германией, Боливией и Аргентиной на поставку наших электробайков. Проявила коммерческий интерес и Литва.

В Латинскую Америку отправлены несколько десятков «машинокомплектов» – велосипеды соберут уже на месте. Найти петербургский велосипед можно и в Москве, завод нашел дистрибьютора своей продукции и в Белоруссии. Если заказы увеличатся, объемы производства можно поднять до 100 – 150 штук в месяц. Среди покупателей немало пенсионеров, молодежи и любителей яхтенного спорта. Интерес к иностранному рынку вполне объясним: покупательная способность за рубежом, особенно в странах Евросоюза, выше, чем в России.

Но, как ни грустно, пока в родном для велика Петербурге купить его практически невозможно: в розничных магазинах он не продается. Да и петербургских комплектующих в изделии не так много, как могло бы быть.

«Возьмем, к примеру, колеса, – пояснил Валерий Запатрин. – На петербургском заводе «Красный треугольник» сделана форма. Производитель утверждает, что она подходит для колясок. Прежде чем ставить эти колеса на велосипед, я предложил провести испытания: на нагрузку и на скорость. Но мне просто отказали. Так что пока половину деталей приходится везти из-за рубежа».

Заводчане планируют освоить выпуск всех основных узлов – тех же электродвигателей – самостоятельно или с привлечением партнеров. «Мы хотим сделать велосипед из алюминия с колесами большего диаметра (существующий велосипед – стальной. – Прим. ред.), – пояснил автор идеи. – Но тут кроются опасности: облегченный за счет этого велосипед будет стоить дороже. Конечно, можно применить и современный углепластик, но тогда стоимость велосипеда увеличится до 170 тыс. рублей, что в несколько раз дороже существующей модели».

Сейчас разрабатывается трехколесный грузовой вариант велосипеда, на котором можно разъезжать в тандеме. «Наша задача не заработать на этом велосипеде, а заявить о себе и запустить серийное производство, – резюмировал Валерий Владиленович. – Пока аккумуляторы у нас китайские. Кстати, минувшую зиму они пережили благополучно. Мы экспериментируем, самостоятельно собирая ячейки аккумуляторов».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 069 (5686) от 20.04.2016.


Комментарии