Оздоровительные процедуры

В непростые для экономики времена состояние народного хозяйства Петербурга и Ленинградской области надо отслеживать ежемесячно – по мере публикации очередного доклада Петростата. Правда, дальше анализа сведений о зарплате и индексов промышленного производства (ИПП) дело редко заходит. Их мы уже осветили в предыдущих публикациях, а сегодня копнем глубже. Чтобы понять глубину процессов, придется изучить скучные, на первый взгляд, разделы.

Оздоровительные процедуры  | ФОТО VLADJ55/shutterstock.com

ФОТО VLADJ55/shutterstock.com

Итак, предмет нашего исследования – доклад Петростата «Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в январе – августе 2015 г.». А наш инструментарий, с помощью которого мы оценим реальное положение городской и областной экономики, – шесть глубинных индикаторов состояния промышленности и корпоративных финансов обоих регионов.

Индикатор первый: обороты организаций. В действующих ценах петербургские предприятия в январе – августе показали оборот на сумму 4,7 трлн рублей. За тот же период 2014 года – 4,6 триллиона. Казалось бы, обороты народного хозяйства северной столицы возросли на 2,2%. Но это иллюзия, ведь инфляция в России за то же время составила 15,8%. Выходит, что на самом деле обороты петербургских организаций снизились более чем на 10%. Подобная величина уже встречалась в наших публикациях, тогда мы окрестили ее «кризисной десятиной».

Предприятия и организации Ленинградской области сработали чуть лучше. Их обороты в январе – августе 2015-го достигли 1,2 трлн рублей, а за первые восемь месяцев 2014-го были на уровне одного триллиона. Получается, что 20-процентная прибавка покрывает уровень инфляции, но даже при таком расчете положительное сальдо остается минимальным.

Индикатор второй: индекс промышленного производства. Он показывает, насколько за год выросли или сократились физические объемы выпуска предприятиями обрабатывающих и добывающих отраслей, энергетики. Итак, ИПП петербургской индустрии в январе – августе этого года составил 91,5%. Значит, физический выпуск по сравнению с первыми восемью месяцами года прошлого сократился на 8,5%.

Промышленность Ленинградской области сумела зацепиться «за ноль»: ИПП предприятий 47-го региона за тот же период составил 99,5%. Снижение в пределах 0,5% практически нулевое.

Индикатор третий: отгрузка. В отличие от ИПП объем отгруженных товаров и оказанных услуг в действующих ценах шире раскрывает деятельность предприятий. Ведь заводы и фабрики могут сократить производство, но получить хороший доход от сдачи цехов в аренду и выполнения пусконаладочных работ в соседней фирме.

В нынешнем году наметилась тенденция: предприятия, сократившие физический выпуск продукции, демонстрируют уверенный рост отгрузки. В этот раз, например, петербургский пищепром показал ИПП на уровне 96,8%, зато отгрузку увеличил на 18,4%. В целом по городу отгрузка в январе – августе 2015 г. в годовом исчислении увеличилась на 2% у энергетиков, на 4,6% – у сырьевиков и на 5,9% – у предприятий обрабатывающих отраслей. Что опять-таки ниже показателей инфляции. То есть реальная отгрузка за год сократилась.

Динамика объемов отгруженных товаров и услуг предприятиями Ленинградской области в январе – августе 2015 г. разнообразнее. Например, сырьевики снизили отгрузку на 5,3%, энергетики – на 1,6%, зато обрабатывающие производства увеличили ее на 29,1%, что значительно выше темпов инфляции.

Здесь выявились «отрасли-перевертыши»: областные металлурги и металлисты сократили физический объем выпуска на 25,5%, зато отгрузку увеличили на 36,2%. Возможно, это объясняется реализацией продукции со складов.

Индикатор четвертый: взаиморасчеты предприятий. Дебиторская и кредиторская задолженности хозяйствующих субъектов – свойственное любому бизнесу явление. Компания заказывает оборудование, сырье, материалы и сразу становится должна поставщику. Это и есть «кредиторка». То же самое предприятие взяло госзаказ на постройку корабля, и казна должна его оплатить. На балансе у верфи повисла «дебиторка».

В идеале дебиторская задолженность должна покрыть кредиторскую. Но в сложные для экономики времена может случиться, что заказчики перестанут исполнять свои обязательства, а исполнители лишатся денег. И здесь самое важное – оценить масштабы роста того и другого видов задолженности.

Итак, по состоянию на 1 августа 2015 г. кредиторская задолженность петербургских компаний составила 6 триллионов рублей (из них почти половина – долги банкам). Суммарная дебиторская задолженность предприятий города – 2,4 триллиона рублей.

В итоге в системе взаиморасчетов петербургских организаций вращаются 8,4 триллиона рублей – это почти вдвое выше совокупного оборота компаний за январь – август. Для сравнения: на 1 августа 2014-го совокупный объем обязательств бизнеса северной столицы оценивался в 7,3 трлн рублей – в полтора раза выше оборота всех организаций.

В Ленинградской области на 1 августа текущего года «кредиторка» составила триллион рублей, а «дебиторка» – 367 миллиардов. Совокупная задолженность превышала общий оборот организаций региона лишь на 17%. В прошлом году масса денег в системе взаиморасчетов предприятий Ленобласти (1,2 трлн руб.) превышала обороты на 16%.

Из этого следует, что предприятия Петербурга находятся в «зоне риска»: если заказчики и подрядчики смогут выполнить работы, народное хозяйство будет развиваться и дальше. Если нет – указанные миллиарды перейдут в раздел просроченных долгов. Сейчас доля таковых в общем объеме держится в размере статистической погрешности. Это радует. Пока.

Индикатор пятый: сальдированный результат работы компаний. Проще говоря – прибыль минус убыток. Это сальдо показывает итоговую финансовую эффективность работы предприятий региона. В январе – июле 2015 г. (на сегодня – самые свежие данные) этот показатель для петербургских компаний составил 320,9 млрд рублей – на 38,5% больше, чем за соответствующий период прошлого года.

Ленинградская область удивила и тут: финрезультат работы предприятий за год вырос вдвое – до 65,1 миллиарда рублей. Тот факт, что фирмы города и области работают прибыльнее, только подтверждает «оздоровительную сущность» кризисов в рыночной экономике.

Индикатор шестой: реинвестиции. Если сальдированный финрезультат показывает итоги текущей деятельности предприятий, то вложения в основной капитал – их веру в завтрашний день. В январе – августе 2015 г. у петербургских компаний эта вера выразилась в сумме 155 миллиардов рублей – на 16,1% меньше, чем за тот же период прошлого года. У предприятий Ленобласти динамика та же, отличается лишь абсолютная величина вложений в основной капитал – 59 миллиардов рублей за первые восемь месяцев этого года.

Конечно, предприниматели видят перспективы российской экономики, просто им не всегда выгодно развивать производство в действующей налоговой и финансовой системах.


Отрасли – лидеры по ИПП в январе — августе 2015 г.

Петербург
Металлообработка — 107,6%
Деревообработка — 104,4%

Ленинградская область
Пищепром — 110,9%
Нефтепереработка — 109,6%
Целлюлозно-бумажное производство — 108,3%
Химпром — 108%
Швейное и текстильное производство — 103,5%
Деревообработка — 101,7%


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (5552) от 25.09.2015.


Комментарии