Отчего так дороги дороги

Мощностей по выпуску битума хватает, но он всегда в дефиците

Немало теплых слов отечественные автомобилисты высказали в адрес российских дорог. Первое, что приходит на ум, – денег не хватает. Второе – воруют много. Специалисты добавляют третий аргумент: в стране недостает качественного битума и других стройматериалов. Ключевое ведомство – Росавтодор – прислушалось к критике с мест и непосредственно займется поисками качественных материалов для развития дорожной сети.

Отчего так дороги дороги | У российских дорог много врагов: изменчивый климат, плохие грунты, перегруженные фуры и шипованая резина. А друга только два: хорошие материалы и технологии, которые нужно соблюдать при строительстве.<br>ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

У российских дорог много врагов: изменчивый климат, плохие грунты, перегруженные фуры и шипованая резина. А друга только два: хорошие материалы и технологии, которые нужно соблюдать при строительстве.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Хуже некуда

Цифры, что называется, не радуют. По данным отраслевого союза производителей битумных материалов «Росбитум», из 50 тысяч км федеральных трасс современным требованиям соответствуют только 38%. По дорогам регионального значения статистика еще хуже: 24% из почти 500 тыс. км таких трасс напоминают скорее направления, чем дороги.

В рейтинге Всемирного банка по качеству дорог Россия спустилась ниже сотого места. Отечественные дороги уступают по качеству казахстанским и азербайджанским, а от лидеров рейтинга – Франции, Германии и Финляндии – мы отстаем в три раза. В Минтрансе подсчитали: ежегодная сумма потерь, связанная с низким уровнем технического состояния транспортной инфраструктуры, достигает 1,8 трлн рублей, или 3% от валового внутреннего продукта (ВВП) России.

Но в последние годы наметились позитивные тенденции. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, строительство дорог в России продолжается. В 2014 году Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) построило и реконструировало свыше 580 км федеральных автодорог и отремонтировало более 9500 км трасс (всего в ведении Росавтодора находятся около 50 тыс. км федеральных автодорог). В 2015 году на дорожное хозяйство, находящееся в ведении Росавтодора, предусмотрено выделение ассигнований в общем объеме 573,9 млрд рублей. При этом объем финансирования строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог на 2015 год принят в размере 92 млрд рублей (строительство и реконструкция 325 км федеральных автодорог). В рамках дорожно-эксплуатационных работ на федеральных автомобильных дорогах намечено ввести в эксплуатацию 9,4 тыс. км отремонтированных дорог


Выше норматива

Для автомобилистов нашего региона это покажется удивительным, но на общероссийском фоне по качеству дорог Северо-Запад выглядит весьма прилично. По данным Росавтодора, в прошлом году 74% дорог области находились в нормативном состоянии. В среднем по стране этот показатель – 53%. По планам федерального правительства, к концу 2018 года эта планка должна быть повышена до 85%.

Росавтодор и правительство Ленобласти рассматривают возможность взаимной передачи полномочий по обслуживанию автомобильных дорог в Бокситогорском районе. В итоге транспортный обход Пикалева (Самойлово – Зиновья Гора) может получить федеральный статус. В ведение региональных властей будет передан участок дороги, проходящий через Пикалево. Взамен на баланс федеральных дорожников планируется перевести объездную дорогу вокруг города, которая с обеих сторон соединяется с федеральной трассой Вологда – Новая Ладога.

Напомним, по итогам прошедшего сезона Росавтодор принял в федеральную собственность 681 км региональных дорог, большинство из которых на Северо-Западе России: в Карелии (242 км) и Вологодской области (369 км). На федеральный уровень переведена трасса Вологда – Медвежьегорск, благодаря чему мурманские и карельские автомобилисты сократят свой путь в центр России на 350 км.


Покрытие нового времени

Специалисты «Росбитума» уверены: для строительства хорошей дороги необходимы три составляющие. Первая – квалифицированная укладка дорожного полотна и соблюдение технологий; вторая – применение инновационных материалов; третья – использование качественного сырья (щебень, битум и т. д.)

Пока по всем пунктам у нас есть прорехи, но самое узкое место – качественный битум. Его не хватает, хотя в последние годы выпуск этого стройматериала стал одним из развивающихся направлений нефтепереработки. Однако с 2011 года в России действует государственный стандарт на битумы. Теперь, чтобы вписаться в жесткие нормативы, нефтепереработчикам при участии «Автодора» приходится на ходу совершенствовать технологии.

Это дало плоды: с середины прошлого года «Газпром нефть», «Лукойл» и другие крупные компании стали поставлять новый битум. К процессу планируют подключиться «Роснефть» и «Сибур».


Потребительская яма

По данным Минэнерго, российские автодорожники потребляют в среднем 6 млн тонн битума в год. При этом нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) могут выпускать и 11 млн тонн этого продукта в год, но вот беда: потребителю материал нужен только в строительный сезон, а технологическая программа НПЗ рассчитана на год. Из-за вынужденной «потребительской ямы» отечественные заводы де-факто могут поставить только 5,5 млн тонн битума в сезон.

«Вот откуда берется дефицит, – объяснил начальник управления научно-технических исследований и информационного обеспечения Росавтодора Александр Бухтояров, выступая в Петербурге на конференции «Битум и ПБВ: актуальные вопросы-2015». – Все НПЗ стараются увеличить объем выработки, но для большинства производство битума не является приоритетным».

Заготовить битум впрок, увы, нельзя. Этот материал можно использовать только «с пылу с жару»: пока битум пропустят через асфальтовый завод, его свойства изменятся. В СССР существовала технология, по которой битум заготавливали зимой, чтобы пустить в ход летом. Но для возрождения былых традиций надо построить подземные хранилища, что потребует колоссальных капиталовложений от НПЗ. Учитывая, что для нефтепереработчиков битумное производство не является главным, рассчитывать на их вклад в заморозку этого материала не приходится.

«Конфликт интересов неизбежен, – пояснил зампред правления Росавтодора Игорь Урманов. – Производители заинтересованы в том, чтобы 12 месяцев в году у них на автомате работало производство, а строителям бы хотелось получать битум с колес. Тогда потерь в качестве не будет».

Некоторые производители, в числе которых «Газпромнефть – Битумные материалы», инвестируют средства в круглогодичную поставку битума. Его фасуют в специальную тару и отправляют в дальние регионы – Магаданскую область, Якутию и некоторые районы Сибири.


КСТАТИ

Российские дороги страдают не только из-за плохого качества строительных работ и материалов. Сегодня среднестатистический грузовик едет по российским дорогам с нагрузкой 14,5 тонны на ось при положенных 10 тоннах. Налицо перевес на 45%. Для сравнения: в европейских странах таких нарушителей не более 2 – 3%.

По России разъезжает 52 млн автомобилей, и только 6 миллионов из них – грузовики. Чтобы остальным было комфортно ездить по нашим дорогам, до конца года дорожные службы обещают внедрить автоматическую фото- и видеофиксацию. За перевес нарушителей будут штрафовать до 400 тыс. рублей за одну машину. Уже сегодня в Ленобласти находятся три поста автоматического весового контроля, которые работают в тестовом режиме.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 074 (5447) от 27.04.2015.


Комментарии