От кредита не уедешь

Объем просроченной задолженности в российском сегменте автокредитования с начала года вырос на рекордные 22% – до 64,1 млрд рублей. К такому неутешительному выводу пришли аналитики компании «Секвойя Кредит Консолидейшн». К началу октября российские банки выдали около 300 тыс. кредитов на покупку машин. Таким образом, не более 35 – 40% всех автомобилей были проданы с использованием заемных средств. Это максимально низкий показатель за последние пять лет. Однако из-за экономической ситуации в стране эти кредиты возвращаются плохо.

От кредита не уедешь | ФОТО shinobi/shutterstock.com

ФОТО shinobi/shutterstock.com

«Безусловно, снизить темпы падения рынка помогла государственная программа льготного автокредитования», – отмечается в исследовании. Напомним, она начала действовать с апреля 2015 года. В ее рамках государство субсидирует банкам две трети ключевой ставки Центробанка. Благодаря данной программе было реализовано практически 50% от всех проданных в кредит транспортных средств.

Главным фактором, отпугнувшим потенциальных автовладельцев от использования заемных средств в 2015 году, стал резкий рост ставок по кредитам, которые в январе – марте доходили до 30% годовых. Сейчас они несколько снизились. По оценкам участников рынка, средняя стоимость кредита при покупке автомобиля в салоне составляет 17 – 19% годовых, что тоже немало.

«Основная причина – рост стоимости самих автомобилей, особенно это касается машин иностранного производства», – поясняют исследователи. За год подорожание в среднем составило 15 – 20%. Только в сентябре цены были подняты на 5 – 7%: в августе иностранная валюта вновь выросла по отношению к рублю, и дилеры вынуждены были пересмотреть цены на автомобили. Особенно на те, в которых большая доля импортных составляющих.

По мнению аналитиков, еще один фактор, повлиявший на сокращение объемов автокредитования, – снижение спроса автолюбителей из-за падения их доходов (в среднем с начала года на 4,4%). Практически каждый третий россиянин в текущем году отказался от покупки транспортного средства.

Несмотря на то что рынок автокредитования замедлил рост, ком просроченной задолженности нарастает. На начало октября ее уровень достиг 64,1 млрд рублей, рост с начала года – более 22%. По итогам года данный показатель составит около 68 – 69 млрд рублей – рост 29%, предрекают исследователи.

«Увеличение доли просроченной задолженности в сегменте автокредитования обусловлено и тем, что на фоне снижения объемов рынка автокредитования происходит «вызревание» просроченной задолженности по кредитам, выданным в 2012 – 2013 годах, когда банки следовали более либеральной кредитной политике», – поясняет президент компании Елена Докучаева.

Сейчас многие банки изменили стратегию выдачи, и качество портфеля «молодых кредитов» заметно улучшилось. Правда, и их количество сократилось. Кроме того, коллекторским агентствам стали поступать долги на более раннем сроке просрочки. Такие изменения позволяют коллекторам возвращать заемщиков в график платежей, предотвращая их личный дефолт и сохраняя клиента для банка.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (5565) от 14.10.2015.


Комментарии